Причины инфляции
Цены на товары и услуги изменяются под действием ряда факторов - динамики показателей производительности труда, циклических и сезонных перемен, структурных сдвигов в экономике, вариаций конкуренции на рынках, государственного регулирования хозяйственных процессов, изменений в налогообложении, различных форс-мажорных обстоятельств. На цены также воздействуют внешние социально-экономические процессы. [2, с.135]
Под влиянием научно-технического прогресса и управленческих инноваций происходит совершенствование предлагаемых обществу товаров и услуг. Как следствие, возрастает их стоимость. Это указывает на то, что корни инфляции заложены в самих процессах производства товаров и услуг с более привлекательными качественными характеристиками.
Обилие причин, вызывающих инфляцию, предопределило различные формы ее проявления и неодинаковость трактовок сущности и последствий этого сложного социально-экономического явления.
Большую часть причин роста цен можно отнести к инфляционным, однако рост цен, происходящий, например, из-за стихийных бедствий, нельзя признать инфляционным. [7, с.213]
Нельзя считать инфляционным и рост цен, вызванный циклическими колебаниями конъюнктуры рынка по мере происхождения различных фаз экономического цикла. Цены повышаются на фазе подъема и снижаются в фазах депрессии и кризиса, а затем приходят в норму на фазах выхода их кризиса.
К основным причинам возникновения инфляции относятся:
) разбалансированность многих экономических процессов и экономики в целом. Это выражается в отстутсвие экономического равновесия на макроэкономическом уровне, когда совокупный спрос и совокупное предложение не соответствуют друг другу; когда имеется значительный дефицит государственного бюджета, который в свою очередь деформирует бюджеты нижележащих уровней, побуждает государство к более активному заимствованию средств у зарубежных финансовых организаций (внешний долг), вынуждает увеличивать объемы денежной эмиссии, усиливать налоговое бремя и др.;
) отсутствие свободного рынка и совершенной конкуренции. Современная ситуация на российском рынке чаще характеризуется как олигополия - структура, стремящаяся к росту цен и созданию искусственного дефицита. К этому следует добавить большую степень влияния монополий на денежную политику государства и уровень инфляции. Монополии диктуют цены при слабой антимонопольной политике государства;
) психологические причины - само ожидание возможной инфляции придает ей поддерживающий, инерционный эффект. Потребители, привыкшие к постоянному росту цен, запасают товары впрок в ожидании очередного удорожания (это - уход от инфляции, означающий омертвление капитала из-за значительного, по сравнению с текущими расходами запасов).
Производители, прогнозируя рост цен со стороны поставщиков, заранее закладывают в цены на свои товары и услуги повышенные расходы на приобретение сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих, топлива, энергии, на рост заработной платы и др. Банки также учитывают предполагаемую инфляцию в кредитных ставках, предприниматели - в будущих сделках и т.д.
Инфляционные ожидания, тем более, если они обрели устойчивый характер, не только закрепляют сложившийся уровень инфляции, но и обладают прогрессирующим действием, порождая очередное повышение ее уровня. Такое поведение экономических агентов предопределить трудно и, следовательно, управлять инфляционными ожиданиями очень сложно;
) нарастание уровня милитаризации экономики. Рост военных расходов под предлогом активных действий (например, на Северном Кавказе) и борьбы с международным терроризмом, при всей их важности, искажает рациональную структуру народного хозяйства, так как подобные расходы не вызывают непосредственного роста доходов населения страны, отвлекая значительные ресурсы на свои нужды;
Другие статьи
Экономическая сущность выручки и доходов
выручка доход управление прогнозирование
Актуальность данной темы в том, что в условиях
рыночной экономики важнейшими показателями хозяйственной деятельности любого
предприятия являются выручка и доходы, которую оно получает в результате своей
деятельности. Это связано с тем, что для п ...