Оценка эффективности деятельности предприятия торговли
Оценка эффективности деятельности предприятий торговли, осуществляется на основе определенных принципов. В экономической литературе предлагаются различные варианты сочетания принципов оценки эффективности. Это: системность, комплексность, достоверность, объективность, релевантность, научность, оперативность, сопоставимость, принцип древовидной структуры, принцип обозримости, принцип разумного сочетания абсолютных и относительных показателей, принцип адекватности.
На рис. 2 представлена последовательность проведения оценки эффективности деятельности предприятий на основе существующих в экономической литературе методик проведения анализа ее эффективности.
Для получения системной оценки деятельности предприятия предлагается комплексный подход к оценке результатов деятельности организации с позиций различных заинтересованных групп:
руководства предприятий;
владельцев предприятий;
коммерческих партнеров, кредиторов, поставщиков;
налоговых и таможенных служб;
потребителей.
С этой точки зрения необходимо выделить основные элементы предприятия как системы экономических интересов и определить показатели, соответствующие каждой группе заинтересованных субъектов согласно критерию полноты удовлетворения их интересов, связанных с деятельностью данного конкретного предприятия существование двух основных подходов к формированию показателей оценки эффективности деятельности предприятий торговли (ресурсного и затратного) предопределяет необходимость соответствующего деления основных видов ресурсов, на две группы: примененные ресурсы и потребленные.
Рис. 2. Оценки эффективности деятельности предприятия торговли
Рис. 3. Показатели, характеризующие ресурсы торгового предприятия
Наглядно такое деление представлено на рис. 3.
Обзор имеющихся в экономической литературе точек зрения и методик показал, что в настоящее время преобладает ресурсный подход, при котором рассчитываются, в основном, общие показатели эффективности основных фондов (фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность) и реже, частные показатели эффективности (коэффициенты использования площадей, оборудования и т.д.). При комплексной оценке эффективности использования основных фондов для более глубокого и качественного анализа необходимо использовать как ресурсный, так и затратный подходы к построению показателей эффективности использования основных фондов.
Традиционный набор показателей эффективности использования трудовых ресурсов предприятия торговли можно дополнить такими показателями, как зарплатоемкость и емкость затрат на содержание трудовых ресурсов предприятия. Эти показатели характеризуют объем затрат на оплату труда, или на содержание трудовых ресурсов, необходимый для получения единицы товарооборота, и учитываются при обосновании планового совокупного уровня затрат предприятия под плановый объем оборота предприятия. Методика расчета этих показателей представлена в рис. 4.
Рис. 4. Система показателей эффективности использования трудовых ресурсов
* ТОП - торгово-оперативный персонал;
** ЗТР - затраты на содержание трудовых ресурсов
Таким образом, предложенная система показателей эффективности использования основных видов ресурсов (основных фондов, оборотных средств, трудовых ресурсов) на основе ресурсного и затратного подходов построения показателей позволяет осуществлять всесторонний глубокий анализ данных ресурсов и принимать оперативные решения по эффективному управлению ресурсами торгового предприятия
Изучение, критическое переосмысление методик оценки эффективности деятельности предприятий торговли, предложенных разными авторами советского периода, современными экономистами и зарубежными учеными показало, что при расчете комплексных показателей эффективности деятельности предприятия основное внимание уделяется экономической эффективности функционирования предприятия, и основные интегральные показатели построены именно на экономических показателях.
Поэтому, необходимо и возможно включение интегрального показателя оценки качества торгового обслуживания учитывающего мнение покупателей, как социальной составляющей комплексных показателей эффективности деятельности предприятия торговли. Авторами разработана методика определения интегрального показателя оценки качества торгового обслуживания по мнению покупателей.
Другие статьи
Методика обоснования валового дохода и прибыли в торговом предприятии
Переход
экономики России на рыночные отношения и связанные с этим процессы формирования
многоукладного хозяйства на основе разных форм собственности, становления и
развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом
изменили экономическую, информационную, пр ...