Современные стандарты управления
Новая экономическая ситуация ставит перед российскими организациями ряд задач, которые ранее ими не рассматривались.
Низкая эффективность деятельности многих организаций в решающей степени объясняется внутренними факторами: низким уровнем технологий; неудовлетворительным состоянием организации производства; несовершенством управления организацией. Состояние отечественных организаций также определяют чрезвычайно высокий уровень затрат на производстве и низкое качество выпускаемой продукции. Для того, чтобы дать ответы на вопросы, как обеспечить повышение эффективности деятельности российских организаций в современных условиях и каким образом наиболее эффективно реорганизовать производство, чтобы оно адаптировалось к изменениям во внешней среде, нужно обратиться к мировому опыту и к тем формам и методам управления организациями, которые стали мировыми стандартами управления - MRPII, ERP, CSRP, ISO 9000.
В 1980 году в промышленно развитых странах произошел перелом соотношения спроса и предложения. Рынок стал конкурентным, то есть цена на продукцию стала рыночной. И для того, чтобы получить нужную прибыль для развития, организации должны были снижать себестоимость своей продукции.
Если рассматривать итог развития социально-экономических отношений в западных странах при переходе от дефицитного к конкурентному рынку, то надо отметить, что в конце 90-х годов экономика западных фирм нацелена:
- на непрерывное улучшение обслуживания клиентов (потребителей) по приемлемым для потребителя ценам (фокус на потребителя);
- на минимальную продолжительность жизни товара;
на повышение качества товара и уменьшение его себестоимости, что вело к обновлению запасов материалов и комплектующих 50-100 раз в год;
на планирование выпуска товаров, опирающееся на заказ потребителя, то есть на идеологию "производить только то, что уже продано".
Основной выигрыш организации получают за счет своевременности реагирования, а не за счет экономии на масштабах и поиска дешевых ресурсов.
Российские предприятия в 90-х годах, когда им пришлось конкурировать с мировыми производителями, по развитию экономических отношений находились на уровне 60-х годов развития западных организаций. В экономике предприятия приоритет отдавался производству, главная задача сводилась к поиску путей роста объемов выпуска продукции (то есть экономии на масштабах) и повышения эффективности производства (то есть оптимизации загрузки мощностей). Продолжительность жизни продукции была свыше 10 лет, обновление ассортимента происходило медленно и болезненно для организаций. Предприятия не были готовы к реальной конкуренции, передовым считалось "массовое производство", когда достигалась максимальная загрузка оборудования. Уровень брака и некондиционных изделий превышал 10%. Запас материалов и комплектующих на организации был от 6 месяцев до года работы, главным богатством предприятия считалось наличие большого объема запасов. В организациях доминировала "позаказная система планирования", планирование ориентировалось на прошлый опыт (так называемый принцип планирования "от достигнутого").
Таблица 2.5
Развитие социально-экономических отношений в промышленных организациях
Мировая практика |
1960 г. |
1980 г. |
1990 - 2000 гг. |
Россия |
1990 г. |
2000 г. |
2001 г. |
Рынок |
"Экономика к производству" |
"Экономика к рынку" |
"Экономика к услугам" |
Продолжительность жизни товара |
10 лет |
Несколько лет |
Менее 1 года |
Конкуренция |
Отсутствует |
Национальный масштаб |
Мировой масштаб |
Производство |
Массовое |
По партиям |
Синхронное |
Качество |
Брак > 10% |
Брак 1%. "Система качества" |
P.P.M. TQM - Всеобщее управление качеством |
Обновление запасов |
2-5 раз в год |
5-50 раз в год |
50-100 раз в год |
Тип управления |
По заказам |
MRP |
MRPII/ERP JIT |
Базовые данные для производства |
Прошлый опыт |
Прогноз |
Заказ потребителя |
Другие статьи
Социальная политика государства
Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную
деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что
рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное
благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту ...