Современная концепция конкурентоспособности и развития предприятий в системе менеджмента
В зависимости от воздействия внешней среды, внутренних факторов, стратегических задач, текущих индивидуальных особенностей предприятия (объекта исследования) концепция повышения конкурентоспособности может включать в себя множество различных элементов: организационно-управленческих, технологических, маркетинговых, финансовых, инвестиционных, рассматриваемых в различных аспектах.
Основная проблема, возникающая перед руководителями, борющимися за конкурентоспособность, заключается в неумении выделить главное направление, решая текущие вопросы предприятий, они занимаются латанием дыр, что отнюдь не приводит к успешному развитию и повышению конкурентоспособности. В последнее время все больше становится востребована высоко квалифицированное принятие управленческих решений, обеспечить которое в наших условиях очень трудно.
В основе повышения эффективности и использование потенциала предприятий в наше время является повышение конкурентоспособности управленческих решений, которые, как известно, разрабатываются руководителями, управленцами и экономистами.
На основе анализа научной литературы, мы выделили следующие компоненты, существенно влияющие на формирование и поддержание конкурентоспособности предприятия.
Таблица 1 - Компоненты, существенно влияющие на формирование и поддержание конкурентоспособности предприятия
Компонент | |
Первый |
Организационно управленческий комплекс мероприятий. Он заключается в создании механизмов, обеспечивающих сбор информационной базы, как внешних (инновационный маркетинг), так и внутренних факторов (инновационный менеджмент). Их систематизация, выявление проблемных зон и «узких» мест, мешающих развитию и требующих решения, разработка и реализация предложений по применению необходимых нововведений. |
Второй |
Разработка и определение эффективности новаций Выбор наиболее приемлемых и перспективных решений: формулируются новые идеи, направления опытно-конструкторских разработок, иные организационные, управленческие и научно-технические мероприятия. Основой этого комплекса является разработка, анализ и выбор знания как результатов законченных |
Третий |
Работы по формированию имиджа предприятий Обеспечение узнаваемости продукции и торговой марки, образа, формирование ассоциаций для дальнейшего успешного позиционирования на рынке. |
Четвертый |
Введение новации в практическую деятельность, т.е непосредственно инновация. |
Пятым |
Определение результатов и изменений от внедренных новшеств, устранение недочетов, доработка, оптимизация инноваций. |
Шестым |
Распространение освоенных и реализованных инноваций, применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях. |
Ряд, анализируя факторы конкурентоспособности предприятия, предлагают их классифицировать в зависимости от целевого назначения создаваемого продукта труда.
Для предприятий, создающих товары потребительского назначения, выделяют:
Другие статьи
Повышение эффективности управления запасами сырья и материалов на основе использования методов логистики
Состояние
и эффективность использования производственных запасов, как самой значительной
части оборотного капитала - является одним из основных условий успешной
деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия
их организации. Инфляция, неплатежи и другие ...