Зарубежный опыт франчайзинга
С 90-х годов XX века достаточно активно стал развиваться франчайзинг в Азии. Это связано с повышением темпов экономического роста, "омоложением" и ростом среднего класса, расширением мотиваций к новым потребностям и, соответственно, формированием приверженности к фирменному стилю жизни. Например, в Малайзии оборот франшизных систем в розничной торговле превышает 49%, в Индонезии насчитывается более 250 сетей, в Японии около 900. Страны бывшего социалистического лагеря только начинаю "тренироваться" в разработке, внедрении и применении на практике концепций франчайзинга [15].
В настоящее время в международной практике не существует точной статистики о количестве франшизных систем, как правило, она (статистика) формируется в национальных франчайзинговых ассоциациях. Однако, если в государствах с развитым франчайзингом, где четко определены его признаки, можно говорить именно о франшизных сетях, то в государствах, где франчайзинг только начал развиваться и идентифицировать сеть именно как франшизную сложно, статистику можно практически игнорировать. К сожалению, и специалисты различных уровней. И чиновники, и журналисты "свободно владеют" цифрами (причем чаще по данным Международной Ассоциации франчайзинга), что дает искаженное представление о сложившейся ситуации и бесконечно тиражирует оборот "бум франчайзинга".
Регулирование франчайзинга в зарубежной практике относится к различным отраслям права, а в тех государствах, где франчайзинг имеет самостоятельной правовое регулирование, использование норм других законов и инструкций не является исключением. Однако независимо от формы регулирования практически во всех развитых зарубежных системах, признавших франчайзинг, сформированы и совершенствуются правила поведения сторон, как на нормативном уровне, так и на уровне деловой этики. Это обеспечивает определенную однородность отношений, несмотря на многообразие форм, отраслевое различие и большой диапазон концептуальных подходов.
Достаточно серьезным препятствием в развитии моделей франчайзинга являются и причины внутреннего характера. К ним можно отнести, например, недостаточный уровень профессионализма разработчиков франшизных моделей; отсутствие постоянства целей организации, готовящихся к принятию франчайзинга; частую смену руководства; непонимание важности формирования и контроля качества, как самого продукта, так и всей деятельности потенциального франчайзера; несоответствие балансов управленческих систем франчайзера и франчайзи; отсутствие информационной прозрачности участников сети и т.д. [12].
Франчайзинг дает, безусловно, большие шансы на успех, но только при исполнении трех обязательных условий: грамотная разработка модели франчайзинга франчайзером, честное и доверительное отношение сторон и умении вести дело самим франчайзи. А выполнимость этих условий определяется целями самого франчайзера, а именно: целью расширения деятельности и целью управления ростом и выгодами системы. Реализация поставленных целей будет обеспечивать жизнеспособность всей системы в целом, а также приобретение и удержание устойчивых конкурентных преимуществ [11].
Вывод
На основе изложенной информации можно судить о том, что роль франчайзинга в экономике любой страны чрезвычайно велика, так как он является самым эффективных каналом дистрибуции, по которому товары и услуги распространяются внутри стран и по всему миру.
Исследования курсовой работы свидетельствуют, что франчайзинг существует с давних времен, а так же регулярно развивается и усовершенствуется.
Франчайзинг - чрезвычайно перспективный вид предпринимательства: если в обычном бизнесе из 100 возникающих предприятий в итоге выживает не более 10, то из 100 франшизных будет успешно работать 90, что немаловажно и с точки зрения создания новых рабочих мест.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики в значительной степени определяется интеграцией крупных и малых компаний, которые являются основными элементами системы зарубежной экономики. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Очевидно, что усиление взаимодействия крупного и малого бизнеса необходимо и для успешного развития России.
Другие статьи
Основные методы анализа финансового состояния предприятия
Для обеспечения эффективной деятельности в современных условиях
руководству необходимо уметь реально оценивать финансово-экономическое
состояние своего предприятия, а также состояние деловой активности партнеров и
конкурентов. Целью анализа финансово-хозяйственной деятельности предпри ...