Предприятие как объект управления
Формально организациями можно называть группы объединенных общей задачей людей, насчитывающие два человека и более [1].
Организации всегда следует называть организациями, учитывая их разновидности и официальные наименования, но вместе с тем это понятие и отражающий его термин не должны трактоваться расширительно путем неоправданного, недопустимого вторжения в другие понятийно-терминологические пространства [6].
Организации могут иметь собственные имущественно-земельные комплексы либо располагаться в арендуемых офисных помещениях. Наиболее распространенные разновидности организаций: международные, межгосударственные, правительственные и неправительственные, коммерциализированные и некоммерческие, общественные и политические, религиозные и благотворительные, союзы, центры, клубы по интересам, фонды, общества, ассоциации, партнерства и многие другие [8].
Вывод: Принципиальное отличие организаций от предприятий состоит в том, что извлечение дохода и прибыли никогда не является основной целью их существования. Однако, те или иные денежные средства они могут зарабатывать для решения задачи частичного либо полного самофинансирования своей деятельности. Обычно организации без цели перепрофилирования не продают, но они могут передаваться с баланса на баланс другой организации, и в таких случаях может возникать потребность в определении их рыночной стоимости. Для решения подобных задач услуги профессиональных оценщиков не требуются. Эти задачи успешно решают бухгалтерские или экономические службы организаций простейшим затратным методом. Другие методы оценивания стоимости организаций, как правило, применения не находят.
Жизненный цикл организации
Рост и изменение хорошо описывает концепция жизненного цикла организации (life cycle) представленная в таблице 1.
Таблица 1 - Концепция жизненного цикла организации
№ |
Характеристика стадии жизненного цикла |
Черты кризиса |
Стадия предпринимательства | ||
1. |
Рождение организации. Акцент на создание продукта и выживание на рынке. Основатели кампании сами занимаются вопросами производства и сбыта. Организация неформальна и небюрократична. Контроль осуществляют сами собственники. Рост организации определяется предлагаемыми ею новыми продуктами и услугами. Основная черта - творчество. Размер - маленькая организация. |
Потребность в руководстве. |
Стадия коллективизма | ||
2. |
Выработка четких целей, определение направления своей деятельности. Подразделения выстраиваются в соответствии с властной иерархией, спецификой деятельности и начинающимся разделением труда. Сотрудники идентифицируют себя с миссией организации, стараются добиться ее успеха. Работники воспринимаются себя членами коллектива, коммуникация и контроль по большей части являются неформальными, хотя уже начинают появляться отдельные формализованные системы. Основная цель - рост. |
Потребность в делегировании полномочий. Новый менеджмент успешен, рядовые сотрудники постепенно начинают ощущать потребность в большей самостоятельности. Встает задача найти механизм контроля и координации работы подразделений без прямого надзора сверху. |
Стадия формализации | ||
3. |
Появляются и начинают действовать правила, процедуры и системы контроля. Коммуникации становятся более редкими и формальными. Высшее руководство начинают занимать такие проблемы, как стратегия и планирование. Контроль передается на средний уровень управления. Цель - внутренняя стабильность и расширение рынка. |
Необходимость расширения бюрократии. Организация становиться слишком большой и сложной, чтобы ею можно было управлять посредством формальных программ. |
Стадия совершенствования | ||
4. |
Зрелая кампания становится большой и бюрократизированной, с экстенсивными системами контроля, правилами и процедурами. По-новому рассматривается сотрудничество и командная работа. Бюрократия может быть ограничена. Усиливается социальный контроль и самодисциплина. Формальные процедуры могут быть упрощены и переданы командам менеджеров и рабочим группам. Команды часто формируются из представителей разных подразделений. Возможно деление организации на множество подразделений. Приобретают статус и репутация организации. Менеджеры могут наступать на бюрократию или пытаться ее модернизировать. |
Потребность в управлении. Достигнув стадии зрелости организация может пережить временный упадок. Кампания перестает соответствовать требованиям окружающей среды. Необходимы инновации. |
Другие статьи
Технико-экономический исследование ОАО Уралэлектромедь
Финансовое
состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих
процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной
экономике финансовое состояние предприятия отражает конечные результаты его
деятельности. Эти результаты представляют интере ...