Инновационная деятельность в Ставропольском крае
Думается, наиболее эффективной формой такой поддержки является налоговое стимулирование, осуществляемое через экономически обоснованную систему налоговых льгот и иных преференций. Эти меры, как правило, позволяют за счет снижения налогового бремени компенсировать финансовые потери, возникающие у налогоплательщиков в ходе осуществления хозяйственной и иной деятельности. С другой стороны, такое снижение одновременно побуждает налогоплательщиков направлять освобождающиеся средства в определенные инвестиционные проекты и секторы экономики либо более активно заниматься определенными видами экономической деятельности.
Например, с помощью налоговых льгот можно снизить стоимость научных и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Вообще снижение цены товаров (работ, услуг) за счет уменьшения в их стоимости налоговой составляющей может привести к экономической привлекательности даже таких проектов, которые казались бы невыгодными без применения специальных льгот, т.е. в обычных условиях.
Следует отметить опыт таких стран, как Ирландия, Индия, Китай, Израиль, Тайвань, по предоставлению беспрецедентных налоговых льгот компаниям, осуществляющим деятельность в инновационной сфере, что привело к бурному экономическому росту в этих странах, изменению в короткие сроки структуры их экономик с ориентацией на высокотехнологичные отрасли.
В России же, несмотря на заявленный курс на инновационное развитие экономики, налоговое законодательство пока более благоприятно именно для отраслей с высокой долей материальных затрат и низкой добавленной стоимостью, чем для организаций, создающих высокотехнологичные, наукоемкие, интеллектуальные продукты, где доля добавленной стоимости очень высока.
В этой связи очевидно, что в ближайшее время необходимо принимать радикальные меры в сфере налогового стимулирования инновационной деятельности.
В последние годы на уровне налогового законодательства государством делались определенные шаги в направлении стимулирования инновационной сферы. Достаточно вспомнить не так давно принятый Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». Вместе с тем необходимо констатировать, что эти меры, к сожалению, не носили комплексный, системный характер и поэтому не решили многих проблем в сфере налогообложения инновационных организаций.
Представляется, что этой цели можно достигнуть и другим более радикальным способом - путем введения для научных и инновационных организаций специального налогового режима.
Так, в настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено четыре вида специальных налоговых режимов: глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)»; глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения»; глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»; глава 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». Эти режимы были установлены для различных видов организаций, которые в силу специфики осуществляемой ими деятельности требуют специальных подходов при налогообложении.
Видится, что такой спецификой, несомненно, обладают также научные и инновационные организации.
Во-первых, в отличие от основной массы предприятий, в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда, а следовательно, и на уплату единого социального налога (ЕСН).
Во-вторых, инновационная продукция обладает большой добавочной стоимостью, и в совокупной налоговой нагрузке этих организаций велика доля налога на добавленную стоимость (НДС). В этой связи применение действующих ставок этих двух налогов для данной категории налогоплательщиков является одним из основных факторов сдерживания их развития.
Очевидно, что наиболее значимой проблемой для научных и инновационных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки (особенно с учетом налога на прибыль, налога на имущество организаций и земельного налога).
Таким образом, основным результатом введения нового специального налогового режима могло бы стать в первую очередь снижение общего налогового бремени на организации инновационной сферы.
Кроме того, эта мера, по нашему мнению, позволила бы осуществить комплексное решение вопросов налогообложения указанных организаций и урегулировать требующие уточнения с учетом специфики их деятельности проблемы, связанные с налоговым учетом, отчетностью и налоговым администрированием.
В рамках указанного специального налогового режима предлагается освободить научные и инновационные организации от уплаты налога на прибыль организаций, единого социального налога, налога на добавленную стоимость (за исключением ввоза товаров на таможенную территорию России), налога на имущество организаций и земельного налога. Представляется целесообразным вместо этих пяти налогов установить для данной категории налогоплательщиков единый налог, уплачиваемый с полученных организацией доходов по ставке 6%. Необходимо подчеркнуть, что такая же по размерам ставка единого налога сейчас предусмотрена по упрощенной системе налогообложения (УСН). Думается, необходимость заимствовать размер данной ставки обусловлена успешным применением на практике УСН. Однако предлагаемый автором налоговый режим все же более выгоден - он, в отличие от УСН, предполагает освобождение от уплаты земельного налога.
Другие статьи
Значение ускоренной амортизации в воспроизводстве основных средств малых предприятий
Темой данной курсовой работы является значение ускоренной амортизации в
воспроизводстве основных средств малых предприятий. Исследуемая группа основных
средств - машины и технологическое оборудование изучение данного вопроса не
обходим для малого предприятия, перед которыми стоит про ...