Инновационная деятельность в Ставропольском крае
Однако имеющийся потенциал региона может сыграть роль фактора благоприятной инвестиционной среды при одном решающем условии, а именно если региональные органы управления смогут создать механизм, способствующий использованию его в русле интересов потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов, например в духе существующих уже дотаций предпринимателям за создание новых рабочих мест. Могут быть и иные условия, облегчающие реализацию потенциала региона. Таким образом, наряду с конкуренцией производственной, торговой, финансовой не исключается конкуренция территорий, способных создавать привлекательные условия для инвесторов и бороться за привлечение капитала по реализации инновационных проектов, социально-экономического подъема региона, улучшения качества жизни его населения. В этой политике нельзя не учитывать развитие тенденций, когда фирмы-лидеры в инновационно-производственной деятельности становятся более чувствительными к социально-экономической, природной среде и начинают вкладывать средства в высшие учебные заведения, экологию и культуру своей территории. Эти тенденции могут быть также соответствующим образом подкреплены региональными органами управления. В общем плане стоит проблема образования взаимовыгодного партнерства территориальных органов, хозяйствующих субъектов и инвесторов в реализации регионального потенциала и в том числе его научно-инновационной составляющей в достижении социально-экономических целей.
Проблема формирования конкурентоспособной территориальной среды тесно связана с двумя крупными проблемами средств достижения целей: 1) с организацией региональных горизонтальных связей в выполнении комплексных исследований в регионе, совместного задействования потенциалов организаций и учреждений разных секторов отрасли «наука и научное обслуживание» в разработке сложных и объемных научно-инновационных проектов и 2) с выработкой механизма применения экономических методов управления, ведущих к максимизации эффекта в поддержке приоритетных направлений науки и производства.
Перечисленные общие постановки целей и возможных приоритетов приобретают конкретное содержание для данного региона на периоды до одного-двух лет - краткосрочные целевые установки, до пяти лет - среднесрочные.
Неразвитость государственного регулирования рыночной экономики в стране, несовершенство в области структурной, промышленной и научно-технической политики сказались на отечественном товарном производстве, его конкурентоспособности. Процесс обеспечения региональной конкурентоспособности предполагает разработку соответствующей стратегии, комплексно и взаимосвязанно охватывающей: промышленную, инвестиционную, научно-техническую и внешнеэкономическую политику. Стратегия инновационной политики, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения могут формироваться на двух уровнях: федеральном и региональном.
На федеральном - решаются стратегические задачи России, обеспечивается финансирование тех направлений, которые сглаживают изначальные различия регионов в стартовый период перехода к преимущественно инновационной экономике и способствуют сохранению единого экономического пространства.
На региональном - очень важно предопределить движение финансовых, трудовых и материальных ресурсов в сторону перспективных отраслей и предприятий, конкурентный потенциал которых наиболее велик. Реализация такой политики будет способствовать созданию рыночной специализации регионов и осуществлению такого важного принципа, как взаимодополняемость регионов.
Все вышесказанное говорит о том, что в настоящее время центр тяжести непосредственного регулирования жизнеобеспечения, решения социальных проблем, развития рыночных экономических отношений переносится в регионы, ложится на местные органы исполнительной власти.
Решение этих задач возможно лишь при условии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики, в связи с чем неизбежны глубокие структурные преобразования, такие, как:
поддержание производства на жизнеспособных предприятиях для сохранения на региональном рынке приемлемого уровня предложений потребительских товаров, занятости, сдерживания роста социальной напряженности и предотвращения конфликтов;
регулирование свертывания экономически бесперспективных производств и оказание необходимой селективной помощи приоритетным (с точки зрения региона) направлениям развития и предприятиям;
организация работы по санации предприятий исходя из концептуальных позиций структурной и инвестиционной политики региона;
обеспечение рациональных хозяйственных связей предприятий региона путем возможной интеграции усилий предприятий и различных территориальных образований (как внутри России, так и за рубежом);
создание условий для функционирования основных систем жизнеобеспечения, предотвращение технологических и экологических катастроф и др.;
поддержка предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, создающего новые рабочие места, увеличивающего предложение товаров и услуг на местном рынке;
Другие статьи
Развитие предпринимательства и промышленности Костанайской области на 2010-2014 годы
Миссия
и видение
Миссия
- формирование
индустриального комплекса области, конкурентоспособного на внутреннем и внешнем
рынках и способного максимально удовлетворить потребности населения области.
Способствовать и стимулировать развитие обрабатывающей промышленности,
предпринима ...