Зарубежный опыт реализации инновационной политики
Во Франции комплекс мероприятий прямого и косвенного характера по стимулированию инновационной деятельности содержит Закон об инновациях, принятый в 1999 г. В Законе намечено расширение мобильности научного персонала государственных научных центров и предоставление им больших свобод в организации собственных компаний, усиление интеграционных процессов между университетами и промышленностью. Вопросы коммерциализации и распределения прав на объекты интеллектуальной собственности, а также лицензионной деятельности университетов отражены в Законе об инновационных разработках от 12 июля 1999 г. и «Рекомендациях по проведению политики в отношении интеллектуальной собственности», разработанных Министерством научных исследований в 2001 г.
В 2002 г. принята программа «Инновационный план», направленная на стимулирование научно-исследовательской и внедренческой деятельности, действие которой охватывает период до 2010 г. Основная цель программы - дальнейшая активизация инновационной деятельности в стране. Реализуя цели программы, французское правительство предложило изменить иммиграционное законодательство и разрешить выдать «грин-карты» 20 тыс. специалистам из стран - не членов ЕС, а также иностранцам - выпускникам технических вузов.
В Японии государственное регулирование экономики, включая научно-технологическую и инновационную сферы деятельности, осуществляется Сводом законов. В соответствии с принятыми законами осуществляется активная политика поддержки малых инновационных предприятий, прежде всего финансовая. Для данных предприятий действует система мягких займов.
Компаниям, увеличивающим по сравнению с предыдущими годами расходы на НИОКР, предоставляются налоговые скидки - 20% суммы превышения вычитаются из налога на прибыль корпораций. Однако эта сумма не должна превышать 10% подлежащего уплате корпоративного налога. Аналогичная по характеру система действует для мелких и средних предприятий. Но здесь уже исходя не из суммы превышения: 6% годовых расходов на НИОКР вычитаются из налога на прибыль, но не более 15% величины этого налога. Мелкие и средние предприятия могут по своему усмотрению воспользоваться любой из этих систем.
В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.
Потребность в новых методах управления рыночным поведением в настоящее время усиливается; число фирм, где новшества уже реализованы (24%) в 1,9 раза меньше количества предприятий, признавших их необходимость. Однако разрыв между «надо» и «есть» сокращается достаточно медленно. Только у 16% МП есть новации в управлении рыночным поведением, подготовленные к внедрению (это в 2,9 раза меньше числа фирм, где такие новации нужны).
Согласно результатам расчетов (табл. 1.1.), чем более развита страна экономически, тем значительнее ее затраты на научные исследования, и активнее стимулируется данная отрасль.
Таблица 1.1
Группировка стран ОЭСР по объему производства ВВП на душу населения
Группы |
Средний объем ВВП на душу населения, % |
Затраты на НИР, % к ВВП |
Затраты правительства на НИР, % к ВВП |
Ученых на 10000 трудовых ресурсов, чел |
Более 120 |
128,75 |
2,45 |
0,83 |
69 |
100 - 120 |
109,7 |
1,74 |
0,75 |
53 |
50 - 100 |
82,4 |
1,63 |
0,54 |
42 |
Менее 50 |
37 |
0,55 |
0,27 |
17 |
В среднем |
100 |
1,63 |
0,7 |
46 |
РФ |
20,6 |
1,16 |
0,23 |
138 |
Другие статьи
Технико-экономическое обоснование организации производства продукции в цехе
Каждый инженер наряду со специальными знаниями должен хорошо знать
экономику производства, научную организацию производства и труда. Только при
этих условиях он может успешно решать задачи, направленные на дальнейшее
повышение темпов развития производства, улучшение использования осно ...