Методы анализа самоокупаемости и рентабельности организации и показатели оценки ее эффективности
· чистую прибыль до налогообложения -, (EBT);. Это валовая прибыль, уменьшенная на величину расходов, непосредственно не связанных с выпуском продукции (налоги);
· чистую прибыль после налогообложения -. Понятие чистой прибыли после налогообложения составляет прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия;
· нераспределенную прибыль . Нераспределенная прибыль (с начала ее формирования) представляет собой прибыль предприятия за вычетом различных убытков, выплат по дивидендам и прибыли, трансформированной в авансированный (вложенный) капитал.
· операционную прибыль, прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль (EBIT).
Источником информации при анализе прибыли являются: форма 2 "Отчет о прибылях и убытках"; сведения по счетам аналитического бухгалтерского учета 68, 84, 90, 91, 92, 99; плановые показатели из бизнес-плана предприятия. Для анализа состава и динамики прибыли за отчетный период составляется таблица, в которой отражаются сведения о величине прибыли за базовый и отчетный период в разрезе ее составных частей.
Рентабельность продаж - отношение чистой прибыли предприятия к чистому объему продаж; показатель операционной эффективности компании.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) рассчитывается как отношение суммы чистого денежного притока (состоящего из чистой прибыли и амортизации за отчетный период) к сумме затрат по реализованной продукции (операционным затратам ).
. Расчет рентабельности продаж:
, (1)
где ЧП -чистая прибыль, млн. руб.
В - выручка, млн. руб.
2. Расчет рентабельности затрат:
, (2)
де Ам - амортизация основных средств, млн.руб.;
ЧП - чистая прибыль, млн.руб.;
Затр - затраты по реализованной продукции.
На практике большое значение имеет удовлетворение интересов, как собственников, акционеров организации, так и ее администрации в получении достоверной информации о бухгалтерской отчетности и соблюдении учетной политики организации, а также в знании аналитической информации о финансово-хозяйственной деятельности с целью принятия наиболее верных управленческих решений.
В условиях рыночной экономики стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, и снижение затрат на ее производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки: они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Основными источниками информации для исследования рентабельности являются бухгалтерская отчетность и данные бухгалтерского учета. В процессе контроля показателей бухгалтерского учета и отчетности, участвующих в расчете показателей рентабельности, применяют следующие аналитические процедуры:
· сопоставление фактических показателей бухгалтерской отчетности с данными за прошлый отчетный период;
· сопоставление показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними коэффициентов рентабельности отчетного периода и предыдущего года с нормативными или критериальными значениями, свидетельствующими о положительных или отрицательных тенденциях в изменении рентабельности организации;
· анализ изменений показателей бухгалтерской отчетности и относительных коэффициентов рентабельности при изучении влияния факторов на эти показатели.
Однако организация, осуществляющая производственно-хозяйственную деятельность, заинтересована не только в наибольшей величине прибыли, но и в отдаче вложенных средств. Отдача, или эффективность вложенных средств, характеризуется размером прибыли, получаемой организацией на 1 руб. капитала, на 1 руб. оборота (реализованной продукции, работ, услуг) или на 1 руб. инвестиций. Такие показатели называются показателями рентабельности и могут быть определены в виде коэффициентов или процентов, для чего используются формулы (1) и (2):
Другие статьи
Повышение эффективности управления запасами сырья и материалов на основе использования методов логистики
Состояние
и эффективность использования производственных запасов, как самой значительной
части оборотного капитала - является одним из основных условий успешной
деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия
их организации. Инфляция, неплатежи и другие ...