Влияние государственного регулирования на рыночное равновесие
t - величина налога (налоговая ставка);
Q* - равновесный объём продаж.
Налоговое бремя, как правило, распределяется между продавцами и покупателями, независимо от того, кто из указанных субъектов рынка облагается налогом. Таким образом, часть налогового бремени несут продавцы, другую часть - покупатели. На рис. 20 величина налогового бремени покупателей соответствует площади прямоугольника Р*Е*ВРЕ, величина налогового бремени продавцов - площади прямоугольника РЕВАР1. При этом имеют место безвозвратные потери общества, обусловленные налогообложением (S ΔE*EA).
Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями определяется величинами углов наклона кривых спроса и предложения. Если угол наклона кривой спроса превышает угол наклона кривой предложения, то основная часть налогового бремени приходится на покупателей (рис. 21).
Рис. 21. Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями
В противоположном случае, когда угол наклона кривой предложения больше угла наклона кривой спроса, подавляющую часть налога вынужден уплачивать продавец.
Обратимся к последствиям предоставления субсидий, которые являются в определённой степени антиподом налогов. Субсидии - это безвозмездные государственные выплаты юридическим и физическим лицам с целью поддержания какого-либо производства либо вида деятельности экономического субъекта.
Выплата субсидий, как и взимание налогов, оказывает определённое влияние на рыночное равновесие, изменяя равновесный уровень цены и равновесный объём продаж. Предоставляя производителю субсидии, государство берёт на себя часть его затрат. Благодаря этому, получатель субсидии приобретает возможность выпускать большее количество продукции. Графически последствия субсидирования производства выражаются в сдвиге кривой предложения (рис. 22) в сторону увеличения (S→S*). При этом возникает новая точка равновесия (Е*), которой соответствуют больший равновесный объём продаж (Q*) и меньшая равновесная цена (Р*).
Рис. 22. Последствия введения субсидий
Если государство субсидирует производство каждой единицы продукции в размере h (рис.35), то фактическая цена, которую уплачивает за единицу товара покупатель (Р*) будет меньше цены, которую получает продавец (Р1) на величину этой субсидии:
,
где Р1 - фактическая цена продавца;
Р* - цена, уплачиваемая покупателем;
h - величина субсидии на единицу продукции.
Тогда общая сумма затрат государства на субсидии может быть определена произведением величины субсидии на количество проданной продукции:
,
где Н - общие затраты государства на выплату субсидий;
h - величина субсидии на единицу продукции;
Q* - равновесный объём продаж.
Получая от государства ценовую надбавку за каждую единицу товара, производитель получит выигрыш, величина которого на графике отражена площадью трапеции РЕР1АЕ (рис. 22). Выигрыш покупателей соответствует площади трапеции Р*РЕЕЕ*. Таким образом, предоставление субсидий ведёт к снижению равновесной рыночной цены, которую платит за единицу товара покупатель, и увеличению равновесного объёма продаж. Вместе с тем, имеют место и безвозвратные потери общества (S ΔE*EA), которые являются неизбежными, как и в случае взимания налогов.
Другие статьи
Совершенствование системы ценообразования ООО Пента
Управление ценами является одной из задач, стоящих перед любым
предприятием. Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских
решений. И именно цена, предопределяет успехи предприятия - объемы продаж,
доходы, получаемую прибыль.
Цена - сложная экономическая категор ...