Ценовая политика и ценовая стратегия предприятия
· количество и размер предприятий, находящихся на рынке;
· степень сходства (различия) товаров разных фирм;
· условия вхождения на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.
В зависимости от типа товаров (рынков) и позиции, занимаемой тем или иным предприятием, все предприятия делят на две группы:
1. Предприятия, формирующие цены (ценовые лидеры). Эти предприятия обладают рыночной силой, достаточной для того, чтобы устанавливать на свои товары цены, отличные от цен конкурентов. Такие ситуации характерны для компаний-лидеров, работающих на рынках монополистической конкуренции и олигополии. Для любого предприятия этой группы наибольшее влияние на ценообразование оказывают себестоимость продукции, действия конкурентов и степень ценности его продукции для покупателей.
2. Предприятия, следующие рыночным ценам (ценовые последователи). Эти предприятия обладают слишком малой властью над рынком, чтобы проводить собственную ценовую политику, а потому в этих компаниях цены устанавливает рынок (спрос и предложение). Такие предприятия не могут существенно влиять на цены реализации продукции (услуг). Подобные ситуации характерны для рынков таких товаров, как пшеница, рис, сахар, кофе, и некоторых других (рынок совершенной конкуренции). Аналогичная ситуация возможна и тогда, когда небольшие компании действуют в отрасли, цены которой устанавливают доминирующие фирмы-лидеры [8, c. 140].
Как для ценовых лидеров, так и для ценовых последователей принятие решений о ценообразовании во многом определяет продолжительность действия принимаемого решения - так называемый временный горизонт решения. С принятием краткосрочного решения о цене связано понятие «краткосрочный нижний предел цены», соответственно, с принятием долгосрочного решения о цене - «долгосрочный нижний предел цены».
Краткосрочный нижний предел цены - цена, которая покрывает только переменную часть затрат. Продажа товаров по переменным затратам может возникнуть у предприятия, когда у него появляется возможность установить отдельные цены на разовый заказ. В этом случае снижать цену на такие заказы можно до уровня переменных затрат. Учитывая краткосрочный характер принимаемого решения, долгосрочные последствия, как правило, становятся несущественными. Существуют условия, которые должны быть выполнены предприятием при принятии краткосрочного решения о ценообразовании:
1. Должно быть достаточное количество ресурсов (материальных, трудовых и пр.) для выполнения заказа. Если же некоторые ресурсы полностью израсходованы, в цену заказа необходимо включать альтернативные затраты.
2. Разовая цена заказа не должна влиять на будущие цены товаров предприятия. Точно так же заказчик не должен ожидать, что решения о цене будущих заказов будут основаны на учете только переменных затрат.
. Должны быть использованы свободные производственные мощности предприятия, имеющиеся в течение короткого промежутка времени.
Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть совокупные затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Этот предел цены соответствует полной себестоимости продукции.
Поскольку долгосрочный нижний предел цены покрывает лишь затраты, а прибыль равна нулю, то в этом случае выручку (в стоимостном выражении) рассчитывают по формуле:
Q*p = FC + v*Q, (1.1)
где Q - показатель, характеризующий уровень деловой активности предприятия (объем реализованной продукции, работ, услуг и др.) в натуральных единицах измерения;
p - цена за единицу продукции, руб.;
FC - постоянные затраты, руб.;
v - переменные затраты руб.
Отсюда цена за единицу продукции равна:
p = FC/Q + v, (1.2)
Однако в долгосрочном плане уровень деловой активности может существенно измениться. Поэтому некоторые из затрат, которые в краткосрочном периоде относились к категории постоянных, при переходе к более длительному временному периоду начинают меняться и переходят в разряд переменных [5, c. 528].
При принятии долгосрочных решений о цене фактический объем реализации, возможно, будет отличаться от планового по причине ценового фактора. При проведении расчетов возникает проблема сопоставимости цен. Обычно расчеты ведут в фактически действующих реальных ценах или в плановых ценах. Важно в расчетах цены на продукцию учитывать инфляционный фактор, поскольку даже при неизменности цен на продукцию происходит их снижение за счет инфляции. Например, при повышении цен на 12% и уровне инфляции 10%, оптовые цены фактически повысятся лишь на 2%. Пересчитать показатели в сопоставимые цены можно с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ). В России (методология Росстата РФ) этот индекс рассчитывают как отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде:
Другие статьи
Основные средства производства
Задумывались
ли Вы над тем, что общего между двумя понятиями: основные средства и
нематериальные активы? Казалось, нет ничего, если бы без наличия на сегодняшний
день и тех и других современная организация существовала, а при не грамотном
использовании развивалась и процветала.
О ...