Цены их виды, структура, значение
Цены и финансы в процессе стоимостного распределения функционируют в тесной взаимосвязи. Цены выступают основой финансового метода распределения стоимости, а финансы исходя из пропорций распределения, сложившихся на базе цен (их структуры), являются инструментом, реализующим эти пропорции, корректируя их с учетом условий развития экономики.
Цена является одним из центральных звеньев рыночного механизма. Вместе с тем сама цена состоит из финансовых категорий - себестоимости, прибыли, налога на добавленную стоимость, акциза и некоторых других элементов. От того, как и насколько достоверно определяются и исчисляются эти финансовые категории, будет зависеть и правильность определения цены. Цены определяют рентабельность и прибыльность, а следовательно и жизнеспособность компании, ее финансовую стабильность, являются основным орудием в борьбе с конкурентами [1, с. 150].
Структура и уровень цен, несмотря на свободу их формирования и влияния на них многих рыночных факторов, в значительной степени определяются финансовыми нормативами и потребностью в финансовых источниках, как для государства, так и для каждого отдельного предприятия или фирмы. Так, налоги и другие обязательные платежи, образующие доходы государства в целом и отдельных регионов, возмещаются частично из себестоимости (например, плата за воду, древесину и др.), частично из прибыли или являются надбавкой к цене (акциз). С другой стороны, реализованные цены образуют выручку и денежные накопления предприятия (фирмы), которые являются источниками названных выше обязательных платежей и финансовых ресурсов фирм [6, с. 116].
Уровень и структуру цен определяют первичные доходы предприятия и его работников, на которые распределяется выручка, поступившая на его расчетный счет. Но уже на стадии обмена через отклонение цен от стоимости осуществляется процесс перераспределения доходов.
В процессе распределения выручки через формирование различных денежных фондов предприятия и отчислений в бюджетную систему образуются вторичные доходы работников, самого предприятия и государства. Дальнейшее перераспределение осуществляется в процессе использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, финансов предприятия и организаций непроизводственной сферы [16, c. 215].
Процесс перераспределения заканчивается формированием конечных доходов на стадии потребления с помощью цен на потребляемые средства производства и предметы потребления.
Все цены, действующие в экономике страны, взаимно связаны и составляют единую систему. Эта система подвержена постоянному влиянию разнообразных рыночных факторов, а поэтому она находится в непрерывном движении и развитии.
Рассмотрим виды цен и их классификацию (рис. 1.1).
В зависимости от степени государственного регулирования различают свободные, регулируемые и фиксированные цены [14, c. 95-98].
Свободные - цены, которые свободно формируются только под влиянием изменения конъюнктуры рынка и не испытывают прямого государственного влияния. К свободным ценам относятся:
цена спроса - цена, по которой потребители готовы покупать товар;
цена предложения - цена, по которой производители готовы продавать товар;
цена производства - цена, определяемая на основе издержек производства плюс средняя прибыль.
1. В зависимости от государственного регулирования и конкуренции | |||||||||||||||||||
Свободные цены |
Регулируемые цены |
Фиксированные цены | |||||||||||||||||
Цена спроса |
предельные | ||||||||||||||||||
Цена предложения |
гарантированные | ||||||||||||||||||
Цена производства |
рекомендуемые | ||||||||||||||||||
Другие статьи
Прогнозирование банкротства предприятия
Современная
экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно
принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и
политической нестабильности деятельность предприятий чревата различными
кризисными ситуациями, результатом которых может ст ...