Сущность и особенности организации оплаты труда работников в Республике Беларусь
Рис. 1.2. Основные элементы механизма государственного регулирования оплаты труда
Минимальный потребительский бюджет представляет собой денежную оценку минимальных благ и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы работающих и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных. Именно этот показатель является социальным нормативом, стандартом, включающим научно-обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания, важнейшим непроизводственным товарам и услугам. В Республики Беларусь при расчете минимального потребительского бюджета за основу принимается среднестатистическая семья, состоящая из 4-х человек: мужчина трудоспособного возраста, женщина трудоспособного возраста и 2-х детей школьного возраста.
Минимальный потребительский бюджет рассчитывается на основе потребительской корзины. Потребительская корзина бывает двух видов: минимальной, которая включает в себя минимальный набор жизненных средств, удовлетворяющих первичным потребностям человека и рациональная потребительская корзина устанавливается исходя из различных всесторонних потребностей человека.
На основании стоимости минимальной потребительской корзины устанавливается понятие черты бедности - это тот порог, ниже которого минимальный потребительский бюджет не должен опускаться. [13, c. 249]
В Республике Беларусь минимальная заработная плата является одним из элементов государственного регулирования в области оплаты труда. Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь минимальная заработная плата - государственный минимальный обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течении месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда. Размер минимальной заработной платы определяется исходя из минимального потребительского бюджета и устанавливается Правительством Республики Беларусь. Экономический смысл минимальной заработной платы заключается в поддержании способности работника к производительному труду и к простому воспроизводству рабочей силы.
К основной задаче государственного регулирования относится установление минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда. Наряду с этим государство обязывает предприятия индексировать заработок в связи с ростом цен, проводит налоговую политику, участвует в коллективно-договорном процессе, определяет прожиточный минимум, объективно отражающий стоимость рабочей силы на рынке труда. Все стороны государственного воздействия отражены в Концепции реформы оплаты труда в Республике Беларусь в условиях рыночных отношений, принятой постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь № 525 от 26 сентября 1995 г., и Рекомендациях по регулированию оплаты труда на основе тарифных соглашений и коллективных договоров, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь № 95 от 24 ноября 1998 г. Действие коллективно-договорного регулирования заработной платы также определяет закон «О коллективных договорах и соглашениях», в нем указаны стороны, заключающие коллективные договоры, субъекты отношений на республиканском, отраслевом и местном уровнях, сроки действия коллективных договоров и соглашений.
«Минимальная заработная плата ─ это устанавливаемый государством норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных или натуральных выплат работнику нанимателем за выполненную для него работу, ниже которого не может оплачиваться труд рабочих и служащих». Следует отметить, что свое экономическое значение, то есть обеспечение поддержки способности работника к возобновлению рабочей силы и производительности труда, минимальная заработная плата утратила и в настоящее время является лишь основой для определения размеров республиканских тарифов оплаты труда, пенсий, стипендий и других выплат.
Согласно Конвенции Международной организации труда (МОТ) №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран», основными факторами, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной платы, насколько это возможно и приемлемо в соответствии с национальной практикой и условиями, являются: потребности работников и их семей; уровень средней заработной платы в экономике и социальных трансфертов; уровень занятости населения и производительности труда; уровень экономического развития страны; возможности государственного бюджета и нанимателей.
Другие статьи
Основные методы анализа финансового состояния предприятия
Для обеспечения эффективной деятельности в современных условиях
руководству необходимо уметь реально оценивать финансово-экономическое
состояние своего предприятия, а также состояние деловой активности партнеров и
конкурентов. Целью анализа финансово-хозяйственной деятельности предпри ...