Методы ценообразования
Так как рост доходов потребителей, как правило, сопровождается ростом спроса, коэффициент эластичности спроса по доходу имеет положительный знак. Различают такие значения данного коэффициента:
· 0<EI<1 - спрос неэластичен по доходу, то есть при росте доходов на 1% спрос возрастет менее чем на 1%. Товары, относящиеся к этой группе, называются товарами первой необходимости, их потребление зависит, в первую очередь, от физиологических потребностей;
· EI>1 - спрос эластичен по доходу, то есть при увеличении доходов на 1% спрос возрастет более чем на 1%. Товары этой группы именуются предметами роскоши. При достижении определенного уровня доходов потребители начинают тратить на них значительно больше денег;
· EI<0 - товары низшего качества. При увеличении дохода спрос на эти товары сокращается, они могут быть полностью заменены другими.
3. Коэффициент перекрестной эластичности (EAB) показывает, насколько процентов изменился спрос на данный товар при изменении цены на другой товар на 1%.
Данный коэффициент определяется по формуле:
EАВ =dQА: dPB,
где dQ - относительное изменение объемов спроса на товар А, выраженное в процентах
dP - относительное изменение цены на товар В, выраженное в процентах.
Этот коэффициент может иметь как отрицательный, так и положительный знак в зависимости от того, к какой группе принадлежит товар A:
а. взаимодополняемые товары. Для них перекрестная эластичность меньше. Это значит, что с ростом цены на товар В объем спроса на товар А сокращается и наоборот;
б. взаимозаменяемые товары. Для них перекрестная эластичность имеет положительное значение, то есть при росте цены на товар В спрос на товар А увеличивается;
в. нейтральные по отношению друг к другу товары. Для них перекрестная эластичность равна 0. Это означает, что рост цен на товар А не вызовет изменения спроса на товар В.
При использовании коэффициентов эластичности спроса в практике ценообразования предприятию приходится сталкиваться с определенными трудностями, поэтому рыночные методы ценообразования с применением этих коэффициентов популярны не всегда:
· при использовании показателей эластичности спроса по цене и доходу не учитывается влияние большого количества других факторов, формирующих представление покупателей о ценности товара, так называемых факторов вкусов и предпочтений потребителей, поскольку эти факторы, как правило, не имеют количественного выражения. Среди этих факторов можно выделить, например, приверженность потребителей к определенной марке товара и традиции потребления продукции;
· зачастую сложно собрать информацию, позволяющую надежно оценить спрос и его эластичность;
· методы ценообразования по критерию эластичности неприемлемы к товарам-новинкам, в отношении которых у потребителей не сформировались вкус, предпочтения и традиции потребления;
· влияние затрат производства смещается на второй план, главное, чтобы цена не опускалась ниже уровня этих затрат. Цена на один и тот же товар, произведенный с одними и теми же издержками, может существенно варьироваться в зависимости от текущего значения эластичности.
· Положительным моментом использования критерия эластичности является возможность экспериментирования с ценами, обеспечения гибкости, мобильности ценообразования, увеличение скорости реакции на изменение положения на рынке, чего не могут обеспечить затратные методы ценообразования.
II. с ориентацией на конкурентов, основной метод рыночного ценообразования.
На политику в области ценообразования сильное влияние оказывают цены конкурентов и их возможная реакция на изменение цен на рынке. Поэтому изучение цен конкурентов - важный элемент деятельности в области ценообразования. Когда в основу цены кладется цена конкурентов, издержки или спрос перестают быть решающими факторами. Если необходимо рассчитать цену на товар, то следует обратить особое внимание на конкуренцию, которая сложилась на рынке. Ведь именно она оказывает значительное влияние на установление конечной цены. Производитель не должен устанавливать более высокую по сравнению с конкурентами цену, если не может доказать превосходство своего товара. Если же он выводит на рынок товар - аналог, не имеющий значительных отличий от других товаров, то цена должна быть установлена на сложившемся уровне.
Так, существуют методы определения цены на основе цен конкурентов.
Метод текущей цены используется в основном на рынках, где представлено большое количество однородных товаров, так как в этом случае возможность влияния предприятия-производителя на цену ограничена. Поэтому фирма назначает цену с учетом уровня текущих цен. При этом она в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. Поэтому в этих условиях главной задачей для фирмы является контроль издержек.
Метод «запечатанного конверта», или тендерного ценообразования, используется в случаях, когда среди компаний ведется борьба за получение некоторого заказа и каждая из них старается предложить более низкую цену по сравнению с ценой конкурентов. Однако цена эта не может быть ниже себестоимости, иначе фирма нанесет сама себе финансовый урон [3, 17].
Другие статьи
Повышение эффективности управления запасами сырья и материалов на основе использования методов логистики
Состояние
и эффективность использования производственных запасов, как самой значительной
части оборотного капитала - является одним из основных условий успешной
деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия
их организации. Инфляция, неплатежи и другие ...