Отличительные черты ценообразования на разных типах рынка и этапы процесса ценообразования
- продавцы вынуждены осуществлять маркетинговые исследования с целью позиционирования своего товара, соответствующего качественным параметрам товара, вырабатывать собственную стратегию ценообразования;
- продукция взаимозаменяема, поэтому спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен других конкурентов. Перекрестная эластичность достаточно высока, но ее уровень может быть снижен приемами маркетинга;
- при установлении цены или решения вопроса об объемах продаж продавцы в первую очередь учитывают реакцию покупателей, а не конкурентов. Каждый продавец заинтересован в увеличении рыночной доли, в том числе и за счет снижения цен. Что касается достижения фирмой максимальной прибыли, то в краткосрочном периоде это будет устанавливаться аналогично монополии, то есть предельные издержки равны предельному доходу, но не равны цене; а длительном периоде - аналогично рынку совершенной конкуренции, то есть предельные издержки равны предельному доходу и равны цене [10, 16].
. Олигополия. Данный тип рынка является преобладающим для промышленно развитых стран.
Особенности ценообразования:
- необходимо учитывать государственное регулирование деятельности предприятий на рынке данного типа;
- стремление согласовать действия в области ценообразования с конкурентами. В качестве методов согласования ценовой политики могут быть единая система расчета издержек, единые методы ценообразования, приблизительно одинаковые прейскуранты цены;
- сговор между фирмами носит законный характер (например, создание картеля) или противозаконный характер - тайный сговор, сотрудничество;
- механизм согласования действий конкурентов зависит от структуры рынка: если рынок поделен несколькими равносильными фирмами, то согласование будет достигаться в форме барометрического лидерства, а если на рынке присутствует одна сильная фирма и несколько более слабых, то в форме доминирующего лидерства;
- возможно установление цен на минимальном уровне (ценообразование, сдерживающее вход в отрасль) с целью создать препятствия для появления на рынке новых конкурентов.
На рынке олигополистической конкуренции наиболее распространенными стратегиями ценообразования считаются:
- ориентация на лидера - все предприятия, устанавливая цены, следуют за лидером отрасли, не превышая его уровня цен. На однородную массовую продукцию (например, бензин) устанавливается единая цена. Если продукция разных предприятий близка по технологическим параметрам (например, автомобили), то возможны некоторые различия в ценах. Абсолютное лидерство наступает лишь тогда, когда предприятие имеет бесспорные преимущества перед конкурентами в объеме выпуска продукции либо в уровне затрат;
- стратегия координации действий при установлении цен - данная стратегия на практике проводится в двух формах:
1) принятие соглашения о ценах - предприятия-олигополисты договариваются о размере цен на продукцию и возможных вариантах его изменения. Законодательством многих стран запрещен прямой (горизонтальный сговор) олигополистов.
2) проведение параллельной ценовой политики - данная стратегия представляет собой завуалированную, скрытую координацию цен. Она заключается в том, что все фирмы калькулируют издержки по унифицированным статьям, затем, прибавляя определенную норму прибыли, получают окончательную цену, что, в конечном счете, приводит к единому уровню цен. Параллельность проявляется тогда, когда под воздействием рыночных факторов все предприятия отрасли меняют цены в одинаковой пропорции и одновременно [12].
Другие статьи
Исследование технического развития и организации производства (на материалах ОАО Промприбор)
В условиях многогранности и сложности экономических отношений между
хозяйствующими субъектами существенно возрастают приоритетность и роль
экономического анализа, основным содержанием которого является комплексное
системное исследование механизма коммерческой стабильности и финансовой ...