Отличительные черты ценообразования на разных типах рынка и этапы процесса ценообразования
. Рынок чистой конкуренции. Он состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например пшеницы, ценных бумаг. На рынке данного типа продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать цену и ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по существующей рыночной цене. Продавцы на этих рынках не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, так как до тех пор, пока рынок остается рынком свободной конкуренции, роль маркетинговых исследований, деятельности по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.
В области ценообразования рынок свободной конкуренции характеризуется:
- цены предложения равны ценам спроса на эти товары, но цены достаточно подвижны, не остаются неизменными. В условиях свободной конкуренции цена и предложение отдельных фирм не оказывают влияния на рыночное равновесие. Однако, предложение отрасли в целом, меняющееся в результате изменения цен ресурсов, природно-климатических факторов, может на него повлиять;
- отсутствие барьеров для вступления в отрасль ведет к росту общего предложения и падению цен;
- эластичность спроса и предложения. При схожести основных параметров товаров ценовой фактор может оказать существенное стимулирующее воздействие на покупателей, а при легкости вхождения в рынок и выхода из него цена выступает значительным стимулом для продавца;
- отрицательная перекрестная эластичность. Наличие взаимозаменяемых товаров дает большие возможности покупателю при выборе товаров;
- для продавцов, работающих на рынке свободной конкуренции, характерна адаптивная политика цен, политика приспособления к ценам, которые сложились на рынке. Доля каждого продавца на рынке настолько мала, что его индивидуальное поведение не оказывает никакого влияния на уровень цен;
- максимум прибыли можно достичь через изменение затрат производителя, которые зависят от объема продаж. Главной задачей специалиста по ценообразованию на рынке совершенной конкуренции является контроль ха издержками. Именно минимизации издержек на уровне ниже среднеотраслевого делают необходимым и возможным завоевание большей доли рынка и изменение его структуры. Как утверждает теория цены, оптимум предприятия в условиях совершенной конкуренции достигается при условии равенства предельных затрат, предельной выручки и цены продукции, MC=MR=P (Рисунок 6);
Рисунок 6 - Получение максимальной прибыли в условиях совершенной конкуренции [3]
- может складываться несколько различных цен. Это на первый взгляд противоречит выводам о единой цене, сделанным по результатам ценообразования на рынке свободной конкуренции. В чем причина? Единая цена возможна только в том случае, когда у продавцов и покупателей есть полная информация о структуре рынка. Это требование выполняется на высокоорганизованных рынках, например, при биржевой торговле сырьевыми товарами, ценными бумагами, валютой, обеспеченной необходимыми средствами связи. При несоблюдении данного требования может действовать несколько различных цен [12, 13].
2. Рынок чистой монополии.
Основные признаки ценообразования такого рынка:
- фирма-монополист не зависит от цен, складывающихся на рынке, а сама устанавливает их;
- цены на его товар ограничены покупательской оценкой их полезности относительно дохода и общим состоянием рынка;
- монополист дожжен учитывать возможность переключения спроса покупателей на товары - неполные заменители;
- чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продаж, при котором предельный доход будет равен предельным издержкам, MC=MR≠P(Рисунок 7);
Рисунок 7 - Получение максимальной прибыли в условиях монополии [12]
- в связи с исключительным положением монополиста на рынке его деятельность зачастую регулируется государством.
. Монополистическая конкуренция. Похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами и на рынке существует свободный вход-выход, однако она отличается тем, что отдельные фирмы могут контролировать цену, и этим она схожа с монополией.
В связи с этим и несколько отличительные характеристики в области ценообразования:
- ценообразование осуществляется в условиях монополии предприятия при установлении цены на свой фирменный товар, ограниченной наличием конкурентных заменителей других предприятий, представленных на рынке;
Другие статьи
Эластичность спроса и предложения и её значение для предпринимательской деятельности
Ограниченные
ресурсы, нарастающие потребности человека - одни из основных предметов изучения
западной экономики. Именно из-за неограниченных потребностей нам приходится
икать все более рациональные способы применения имеющихся у нас ресурсов.
Важнейшим элементом, обеспечивающим эффек ...