Структура рынка и ценообразование
Типы рыночных структур
- Совершенная конкуренция
- Чистая монополия
- Монополистическая конкуренция
- Олигополия
Совершенная конкуренция характеризуется:
- наличием большого числа производителей и покупателей товара, в результате чего доля каждой фирмы на рыке незначительна;
- полной мобильностью всех ресурсов, создающая легкость вступления на рынок и выхода из него;
- однородностью товаров и услуг, то есть производится стандартная продукция, каждому продавцу безразлично кому продать товар, а каждому покупателю безразлично у кого приобрести необходимый товар;
- информированностью покупателей и продавцов о ситуации на рынке - прозрачность рынка.
Монополия - тип рыночной структуры, для которой характерно:
- присутствие на рынке единственного производителя;
- производство уникальной продукции, в связи с этим отсутствие близких заменителей товара-монополиста;
- существенные барьеры для входа на рынок делают невозможным появление конкурентов.
Причины появления барьеров на олигопольном и монопольном рынке:
- исключительные права, получаемые от правительства (государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции);
- патенты и авторские права;
- необходимость осуществления больших единовременных инвестиций, которые в случае выхода из отрасли нельзя вернуть, например затраты на создание специализированного оборудования;
- высокие транспортные расходы способствуют созданию изолированных рынков.
Монополистическая конкуренция - такая рыночная структура, при которой многие продавцы конкурируют при продаже дифференцированных товаров на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Основные черты рынка монополистической конкуренции:
- товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара, предлагаемого другими фирмами. Он имеет высокую положительную перекрестную эластичность. Дифференциация товаров возникает из-за различий в потребительных свойствах, качестве, рекламе. Для потребителя часто имеет значение имидж фирмы;
- на рынке существует достаточно большое число продавцов, доля которых в типичном случае может составлять от 1 до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна фирма не имеет существенных преимуществ перед конкурентами;
- продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколько производить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного из них мало влияет на положение других;
- на рынке есть условия для свободного входа и выхода. Могут существовать барьеры для входа в рынок, в качестве которых можно назвать лицензии, патенты, торговые марки.
Олигополия - рыночная структура, при которой большая часть выпускаемой продукции производится несколькими крупными фирмами, каждая из которых достаточно велика и оказывает влияние на рынок собственными действиями.
Основные черты олигополии:
- несколько предприятий, примерно до десяти, обеспечивают весь рынок или его подавляющую часть;
- вхождение на рынок товара затруднено, что может быть связано с лицензированием, эффектом масштаба, высокими расходами по вхождению в отрасль, естественными ограничениям;
- товар может быть однородным или дифференцированным;
- некоторые предприятия занимают на рынке удельный вес более 20% и в результате способны влиять на цену и объем продаж;
- предприятия осознают свою зависимость от конкурентов и учитывают их реакцию [13].
Другие статьи
Расчет технико-эксплуатационных показателей и себестоимости перевозок
Задание на курсовое проектирование:
Грузовые перевозки КамАЗ-5320
Асп
lср1
lср2
lср3
lср4
Тн
αв
β
YQ1
YQ2
YQ3
YQ4
144
...