Монополия в газовой отрасли
В последние годы в структуре добычи газа произошло некоторое сокращение доли ОАО «Газпром» (на 8 % в период 2003-2010 гг.) при одновременном увеличении доли независимых производителей природного газа и нефтяных компаний. В 2003 г. ОАО «Газпром» добыл 92%, независимые производители природного газа - 3%, нефтяные компании - 5%; в 2010 г. доля ОАО «Газпром» составила 84,9% общего объема добычи.
Рассчитаем индекс концентрации, пользуясь данными табл. 3.10.
Таблица 3.10 Данные для расчета индексов концентрации и Херфиндаля-Хиршмана за 2008г.
Компания |
Выручка, млн. руб. |
Рыночная доля, % |
Газпром |
998 |
62,8 |
Роснефть |
151 |
9,5 |
Лукойл |
115 |
7,2 |
Сургутнефнегаз |
120 |
7,5 |
ТНК-ВР |
98 |
6,1 |
Татнефть |
52 |
3,4 |
Башнефть |
56 |
3,5 |
Получаем, что CR1=62,8% (Газпром), то есть отрасль высоко концентрирована. CR3=62,8%+9,5%+7,5%=79,8% (Газпром, Роснефть, Сургутнефтегаз), здесь, уже по трем предприятиям, мы видим, что отрасль высококонцентрирована.
Определим индекс Херфиндаля-Хиршмана: HHI = 62,82 + 9,52 + 7,22 + +7,52 + 6,12 +3,42 +3,52 = 4203,3. Это значение индекса свидетельствует о высококонцентрированном рынке и более слабой степени конкуренции на рынке, что подтверждает число продавцов не велико. В основном это значение составляет Газпром, это подтверждает, что предприятие занимает монопольное положение на российском газовом рынке.
На рис. 3.4. представлена динамика удельного веса ОАО «Газпром» в суммарной добыче газа по России.
Рис. 3.4. Динамика удельного веса ОАО «Газпром» в суммарной добыче газа по России, %
Особенность «Газпрома» и одно из его преимуществ заключаются в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности.
С момента принятия соответствующего Федерального закона в 2006 году «Газпром» получил исключительное право на поставку газа за пределы России Единый экспортный канал и система долгосрочных контрактов составляют основу экспортной стратегии компании.
На рис. 3.5 и 3.6 экспорт природного газа из России в 2007 и 2008 гг.
Рис. 3.5. Экспорт природного газа из России в 2007 г.
Рис. 3.6. Экспорт природного газа из России в 2008 г.
Экспорт газа в 2008 г. вырос на 13,9%, до 131,11 млрд м3. Причем, поставки в страны Западной Европы увеличились на 22,2%, до 65,17 млрд м3, в страны Центральной Европы - на 38%, до 23,92 млрд м3. В то же время государства СНГ и Балтии получили 42,02 млрд м3 российского газа, что на 5,5 % меньше поставок в этом направлении, осуществленных в 2007 г.
На рис. 3.7. представлена динамика объема продаж газа в России «Газпромом», млрд м3 за период 2001-2010 гг.
Рис. 3.7. Динамика объема продаж газа в России «Газпромом», млрд м3 за период 2001-2010 гг.
В 2010 году Группой «Газпром» реализовано 480,4 млрд куб. м газа. Из них на российский рынок поставлено 262,1 млрд куб. м, на рынки стран СНГ и Балтии -70,2 млрд куб. м, в дальнее зарубежье -148,1 млрд куб. м.
В 2010 году наблюдалось восстановление мировой экономики, что привело к росту потребления газа в мире. На российском рынке рост потребления газа в 2010 году составил 6,5%. На основном экспортном рынке «Газпрома» - европейском - уровень потребления газа уже превысил докризисные значения. Рекордные значения потребления газа в Европе были обусловлены как погодными условиями, так и восстановлением экономики европейских стран.
Другие статьи
Безработица теоретические и практические аспекты
Тема безработицы, безусловно, весьма актуальна в наше время, поскольку
занятость и безработица представляют собой весьма важный сектор
социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и
социальные результаты функционирования всей экономической системы. Боле ...