Олигополия в нефтяной отрасли
Коэффициент рыночной концентрации для рынка бензина марки АИ - 76: CR3=39,5%+32,7%+16,7%=88,9%.
Коэффициент рыночной концентрации для рынка бензина марки АИ - 92: CR3=34,5%+28,6%+24,4%=87,5%.
Коэффициент рыночной концентрации для рынка бензина марки АИ - 95: CR3=39,3%+26,6%+20,8%=86,7%.
Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана для рынка бензина марки АИ - 76: HHI = 32,72 + 39,52 + 7,82 + 16,72 +3,32 = 2980,2.
Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана для рынка бензина марки АИ - 92: HHI = 34,52 + 28,62 + 24,42 + 12,32 + 0,32 = 2754,9.
Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана для рынка бензина марки АИ - 95: HHI = 39,32 + 20,82 + 26,62 + 12,82 + 0,42 = 2848,7.
Полученные данные свидетельствуют о том, что рынок автобензина в 2008 г. был высококонцентрированным. Такой тип рынка характеризуется наличием большого числа производителей с приблизительно равными объемами производства. Безусловно, на рынке существовали лидеры, но на тот момент времени они не обладали достаточной долей рынка, чтобы занять высокие позиции и приблизиться к монопольной власти.
Олигополии характеризуются взаимозависимостью. Взаимосвязь субъектов олигополии особенно четко проявляется в ценовой политике. Если одна из фирм снизит цену, другие немедленно отреагируют на подобное действие, ведь в противном случае они потеряют покупателей на рынке. Взаимозависимость в действиях выступает универсальным свойством олигополии.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния рынков реализации нефтепродуктов и уровня цен в регионах. Практически на всех территориях России, уровень конкуренции на розничных рынках нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (их дочерними структурами).
Задача ФАС - это недопущение появления новых сговоров, олигополий, завышения цен. В рамках программы развития конкуренции предусматривается совершенствование налоговой системы, рост объемов продаж на открытых торгах, повышении прозрачности сделок, сокращение административных барьеров для входа в отрасль.
Другие статьи
Эластичность спроса и предложения и её значение для предпринимательской деятельности
Ограниченные
ресурсы, нарастающие потребности человека - одни из основных предметов изучения
западной экономики. Именно из-за неограниченных потребностей нам приходится
икать все более рациональные способы применения имеющихся у нас ресурсов.
Важнейшим элементом, обеспечивающим эффек ...