Чистая монополия
Характерным типом отраслевого субъекта в условиях несовершенной конкуренции является монополия [4 с. 60].
Российское антимонопольное законодательство не дает определение понятия «монополия», поскольку в реальности чистых монополий нет. Но есть предприятия, которым присущ главный признак монополии - значительная доля на рынке определенного товара. «Реальной монополией» считается хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В таком случае говорят, что фирма занимает «доминирующее положение». Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет от 35% до 65%, если это установлено антимонопольным органом.
Ситуация монополии возникает в случае, если одна из фирм выступает на рынке единственным производителем продукта и у этого продукта нет близких заменителей. Экономический анализ чистой монополии важен потому, что в современных условиях в развитых странах около 5-6 % валового национального продукта производится в условиях, близких к чистой монополии, и общество небезразлично к тому, как функционирует это производство. Важно и то, что изучение чистой монополии позволяет глубже понять сущность олигополии и монополистической конкуренции.
Известно, что в условиях чистой конкуренции фирма не оказывает влияние на цену продукта, она просто приспосабливается к ней. Происходит это потому, что отдельно взятая фирма поставляет на рынок незначительное количество продукции. В противовес этому чистая монополия диктует на рынке цену, ибо является основным поставщиком этого вида продукции.
Основными целями для создания монополистических объединений являются:
. формирование мощных экономических структур, способных конкурировать на мировом рынке;
2. освоение новых рынков;
3. устранение конкурентов на мировом рынке.
На первый взгляд кажется, что при абсолютной монополии монополист обладает полной властью над ценами и объемом продаж. В действительности это не так. Во-первых, объем продаж определяется спросом, который не зависит от производителя или продавца. Во-вторых, монополисту может оказаться выгодным самому снизить устанавливаемые им цены с целью увеличения объема продаж. Вместе с тем власть монополиста над рынком велика, особенно если это предметы первой необходимости. Поэтому государство препятствует возникновению и существованию абсолютно монополистических рынков, за исключением естественной монополии, обусловленной природой реализуемого на рынке продукта или особыми правами его собственника.
Различают три основных вида монополии: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия - это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в силу отсутствия конкуренции связанного с технологическими особенностями производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В связи с этим спроса на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на товары субъектов естественных монополий.
Рождение таких монополий может происходить из-за барьеров для конкуренции, возведенных природой, - природные монополии (разработка месторождений уникальных полезных ископаемых) или продиктовано техническими экономическими) причинами (например, обслуживание единой канализации, водовода в поселении) [4 с.60].
Федеральным законодательством определены следующие подлежащие регулированию субъекты естественных монополий в сферах:
. транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
2. транспортировки газа по трубопроводам;
. услуг по передаче электрической и тепловой энергии;
. железнодорожных перевозок;
. услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов;
. услуг общедоступной электрической и почтовой связи.
В экономической литературе выделяют 2 типа естественных монополий, ее виды представлены на рис 2.2.
Типы естественных монополий | |||||||||
|
| ||||||||
Природные монополии |
Технико-экономические монополии | ||||||||
Другие статьи
Планирование валовой прибыли торгового предприятия (на материалах ООО Лига-СВ)
В условиях развития рыночных отношений роль прибыли существенно росла.
Именно прибыль является движущей силой работы предприятия, вознаграждения за
деятельность, является источником самофинансирования каждого отдельного
хозяйства, а также дает возможность процветания отрасли в целом. ...