Показатели и факторы рыночной структуры
Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцом:
ННI = ∑ di2, (1.5.)
где di2 - доля продаж i-ой фирмы в 2%.
Определение уровня концентрации по двум показателям приведено в табл. 1.4.
Таблица 1.4. Оценка уровня концентрации по двум показателям
Показатель |
Концентрация | ||
низкая |
средняя |
высокая | |
Индекс концентрации CR3 |
менее 45% |
45-70% |
70-100% |
Индекс Херфиндаля-Хиршмана |
Менее 1000 |
1000-2000 |
2000-10000 |
Коэффициент Джини определяется как процентная доля размера отрасли, приходящаяся на процентное число фирм, действующих на рынке:
=D/N, (1.6.)
где D - кумулятивный процент размера рынка;- кумулятивный процент числа фирм на рынке.
Максимальное значение коэффициента, равное единице, свидетельствует о ситуации абсолютного неравенства (на одну фирму приходиться весь объем выпуска отрасли). Минимальное значение показателя, равное нулю, означает абсолютное неравенство: каждая фирма производит одинаковую долю отрасли (или одинаковый процент фирм производит одинаковый процент совокупного выпуска).
Коэффициент Джини иллюстрируется кривой Лоренца (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Кривая Лоренца
Индекс Холла-Тайдмана рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм рынка следующим образом:
=1/(2∑Riqi - 1) (1.7.)
где Ri - ранг фирмы на рынке (по убывающей, самая крупная фирма имеет ранг 1); i - доля фирмы[5 с.167-172].
Рассмотрим теперь, от чего зависит преобладание той или иной структуры на рынке. В связи с чем одни отрасли характеризуются почти максимальной конкуренцией, а в других она практически отсутствует, какое число фирм можно считать оптимальным для отрасли и почему.
Главным детерминантами рыночной структуры являются факторы технологического характера, которые в соотношении с величиной спроса ведут к преобладанию на рынке большого или малого числа фирм. Рассмотрим эти факторы.
Минимально эффективный выпуск (МЭВ) - это объем производства (или сбыта), соответствующий минимуму средних издержек отрасли. Эффективное число фирм рынка определяется как отношение размера рынка (спроса в отрасли) к минимально эффективному выпуску. Если на МЭВ приходится 50% рынка, рынок допускает только две эффективные фирмы; если МЭВ покрывает 2% спроса отрасли, в отрасли возможно 50 фирм. При одинаковом спросе чем больше величина МЭВ, тем меньше число фирм допускает отрасль.
Величина МЭВ определяется, как правило, технологическими особенностями производства, хотя в издержки могут входить также расходы на рекламу, НИОКР, излишние административные затраты, чрезмерную дифференциацию товара.
Дифференциация товара - это выпуск различных марок какого-либо товара на одной фирме. В рамках дифференциации возможна специализация фирмы на одной-двух товарных нишах относительно небольшой группы потребителей, предпочитающих данную товарную марку. Критериями дифференциации служат внешний вид товара, его качество, дополнительные услуги по сбыту, предоставляемые фирмой, сроки гарантии. Места продажи товара. Дифференциация товара усиливает рыночную власть фирмы путем создания и поддержания стереотипов поведения потребителей, их приверженность определенной товарной марке через внедрение на рынок имиджа фирмы.
Эластичность и темпы роста спроса. Чем больше эластичность и чем выше темпы роста спроса (изменения числа потребителей данного товара), тем меньше оказывается рыночная власть фирмы. Эластичность спроса ограничивает возможности увеличения цены, поскольку в условиях эластичного спроса рост цен не компенсирует падение объемов сбыта: совокупная выручка фирмы при увеличении цены начинает падать. Тем самым обостряются проблемы конкуренции для фирм, действующих на рынках с эластичным спросом. Темпы роста спроса, изменяя соотношение размера рынка и величины минимально эффективного выпуска отрасли, увеличивают число эффективных фирм на рынке. Что в свою очередь, ведет к ослаблению рыночной власти отдельной фирмы.
Иностранная конкуренция. Наличие дополнительных конкурентов на рынке (в том числе иностранных) сокращает рыночную власть отдельной национальной фирмы, увеличивая степень конкуренции на рынке [7 с.43-47].
Барьеры для входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Барьеры для входа на рынок - это такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам фирмы, уже действующие на рынке, могут практически не опасаться конкуренции, в результате чего данный рынок становится рынком несовершенной конкуренции.
Другие статьи
Муниципальная собственность
Муниципальная
собственность занимает важное место в составе экономической основы местного
самоуправления.
Институт
муниципальной собственности получил свое закрепление в Законе "О
собственности в РФ" 1990 г., Законе "О местном самоуправлении в
РФ" 1991 г., в К ...