Понятие рынка и структура рынка
. Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой - наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.
. Характер реализуемой на рынке продукции - стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами. Здесь существует такая зависимость: чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции, тем больше у фирмы возможности влиять на цену производимого ею товара и тем ниже степень конкуренции в отрасли. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.
. Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.
. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в том случае, если отраслевой продукт носит дифференцируемый характер. Неценовая конкуренция - конкуренция в отношении качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы [7 с. 36-37].
Структура рынков чрезвычайно многообразна. По структуре рынки можно подразделить по критериям, представленные в табл.1.1.
Таблица 1.1. Классификация рынков
Критерии |
Рынки |
По виду продаваемого товара |
Рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест рабочей силы |
По масштабам охвата территории |
Мировой, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране - внутренние и внешние |
По уровню конкуренции |
Высококонкурентные (свободные), монополистической конкуренции, олигополистические, монополистические (закрытые). |
Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Рынки ценных бумаг делят на первичные и вторичные, на которых происходит перепродажа ценных бумаг [6 с. 375-376].
Между разными типами рынков, их субъектами устанавливаются сложные прямые и опосредованные связи, которые регулируются экономическими законами развития и функционирования современного рынка.
Рыночная структура включает в себя внутренние связи между частями единого целого - рынка, то есть отношения продавцов товара друг с другом; отношение покупателей товара друг с другом; отношение продавцов с покупателями; отношения продавцов с потенциальными покупателями и потенциальными конкурентами.
Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта (табл.1.2).
Таблица 1.2. Классификация структуры рынка
Природа продуктов |
Количество продавцов | ||
один |
несколько |
много | |
Однородные продукты |
Чистая монополия |
Однородная олигополия |
Чистая конкуренция |
Дифференцированные продукты |
Дифференцированная олигополия |
Монополистическая конкуренция |
Другие статьи
Совершенствование организации оплаты труда работников фирмы
Производственная практика студентов является логическим
продолжением учебного процесса. Она составляет важнейшую часть учебного плана
подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится на передовых
предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей народного
хозя ...