Метод сравнения
Метод сравнения - важнейший метод анализа, позволяющий оценить ход и результаты деятельности п/п.
Применение метода сравнения является первым этапом всякого аналитического исследования.
Процесс анализа ведется по различным направлениям:
1. сравнение фактических значений показателей с плановыми
2. сравнение фактических показателей с показателями предшествующих периодов, где определяется тенденция развития или спада
. сравниваются показатели п/п с конкурентами
. сравнение со среднеотраслевыми или среднестатистическими показателями
. сравнение с показателями передовых п/п своей или другой отрасли по относительным показателям
. международное сравнение технических характеристик и показателей, так как многие экономические показатели в России рассчитываются по другим методикам, чем на Западе
Необходимым условием для сравнения является:
· соблюдение качественно-однородных показателей
· применение единых систем измерения продукции
· единство методики расчета
· одинаковые географические условия
· одинаковое количество рабочих дней и периодов сравниваемых п/п
Например, сравнение плановых и фактических показателей.
В процессе применения метода сравнения определяются следующие показатели:
· абсолютный прирост (отклонение) - ∆Y
∆Y=ФАКТ-ПЛАН=Y1-Y0
· относительное отклонение (в%)
План- 100%
Факт - X
· индексное отклонение
Сравнение плановых и фактических показателей
показатели |
план |
факт |
отклонение |
Темп роста | |
Абсол. |
Относит. | ||||
Выпуск ТП (тыс. руб.) |
51 000 |
49 000 |
-2 000 |
96 |
-4% |
Реализация (тыс. руб.) |
50 000 |
53 000 |
3 000 |
106 |
6% |
З/п 1 рабочего (руб.) |
10 000 |
15 000 |
5 000 |
150 |
50% |
∆= Факт - План = 49 000-51 000 = -2 000 (тыс. руб.)
Темп роста= Факт - План = 96-100 = -4%
Экономический закон гласит, что з/п в %-ном отношении необходимо поднимать ниже, чем % выпуска товарной продукции.
Анализируя таблицу, следует, что выпуск продукции снизился на 4% (96%-100%). Это могло произойти из-за отсутствия материалов (дороговизна, потеря поставщиков) или из-за введения новых технологий, которые требуют меньшего количества материалов или механической обработки.
Реализация продукции увеличивается, потому что увеличивается спрос. Это следует из увеличения з/п одного рабочего, которая может быть увеличена благодаря введению новых технологий или сокращению численности рабочих.
ВЫВОД: П/п работает на перспективу, так как стремится улучшить благосостояние рабочих за счет введения новых технологий.
Таким образом, весомость прироста реализации по факту выше плановой ═> взятый абсолютный показатель может односторонне отразить изучаемый процесс, в то время как рассмотрение относительных показателей устраняет такую односторонность.
Другие статьи
Основные фонды и эффективность их использования (на примере колхоза имени Кирова Ивьевского района 2008-2010 года)
Любой
процесс производства есть процесс преобразования предметов труда, труда,
осуществляемый живым трудом при помощи средств труда. Совокупность средств
труда образует основные производственные фонды, которые применяются в
нескольких производственных циклах, постепенно изнашиваются ...