Политика занятости
Политика занятости - научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда.
Функциональная роль политики занятости, это обеспечение рациональной включенности трудоспособного населения в сферу занятости, регионального распределения рабочей силы на территории в соответствии с количеством и качеством рабочих мест; поддержание занятости на максимально возможном уровне; регулирование отношений между субъектами рынка рабочей силы; обеспечение средствами существования лиц, не имеющих работу, и т.д.
Политика занятости имеет свои особенности по странам, включает комплекс экономических, социальных, правовых мер по регулированию внутренних отношений занятости и внешних с другими странами по поводу миграционного обмена с международным рынком рабочей силы. В России политик занятости в современных условиях пока не имеет четкой стратегической ориентации, не подкреплена комплексом мер по обеспечению рациональной занятостью, направлена в основном на сокращение уровня и продолжительности безработицы и оказание социальной помощи безработным.
Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта:
· государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть);
· работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций);
· государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы).
Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.е. формирует общую политику занятости, под которой понимается совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена.
Существует два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переобучение и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест через систему общественных работ. Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.
Работодатель как второй субъект управления занятостью осуществляют меры по сохранению и повышению уровня и качества занятости на предприятиях и в организациях через формирование спроса на рабочую силу посредством создания и предложения рабочих мест на рынке труда, а также решают проблемы занятости в рамках управления персоналом.
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика России в области содействия занятости населения направлена на:
· развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
· обеспечение равных возможностей всем гражданам страны независимо от различных факторов;
· создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
· поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
· обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
· предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
· поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающие новые рабочие места;
· сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;
· координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
· координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля над ними;
· международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.[1.Ст. 5]
Другие статьи
Исследование использования основных средств (на примере Алнашское Райпо Алнашского района Удмуртской Республики)
В современной российской экономике анализ становится
неоценимым источником информации для менеджмента и собственников организации
при формировании затрат и цен на продукцию с целью качественного и
всеобъемлющего контроля за использованием внеоборотных и оборотных активов,
определения ...