Метод и методика комплексного анализа деятельности предприятия
Метод - это способ исследования предмета.
Всесторонним методом исследования является метод диалектики, означающий, что, во-первых, все явления изучаются во взаимосвязи и взаимообусловленности, во-вторых, все явления изучаются в движении, изменении и развитии.
Метод экономического анализа имеет ряд характерных особенностей:
. если хозяйственные процессы постоянно изменяются, то возникает необходимость сравнения фактических результатов с результатами прошлых лет, плановыми и среднеотраслевыми
. если хозяйственные процессы взаимосвязаны, то это требует выявления соподчиненности показателей, выявления совокупного результативного показателя и факторов, на него влияющих
Один и тот же показатель в разных ситуациях может выполнять роль как факторного, так и результативного показателя. Например, производительность труда - это показатель, отражающий результаты выпуска продукции. В свою очередь, производительность является фактором объема производства.
3. в процессе анализа показатели необходимо классифицировать по группам: внешние и внутренние; основные и вспомогательные; определяющие и неопределяющие; прямые и косвенные
. производится количественное измерение (расчет) влияния факторов на совокупный показатель
Для определения влияния факторов следует провести статистические наблюдения (исследования), накопить множество факторов, создать массив информации, обработать его и построить математическую модель.
Способ исследования и измерения связей в анализе осуществляется методом индукции и дедукции.
Индукция - исследование, проводимое путем обобщения частных факторов.
Дедукция - способ, осуществляющийся от общих факторов к частным, т.е. от результатов к причинам.
Используя эти методы в совокупности через элементы, связанные между собой, вытекает необходимость системного подхода к изучению всех явлений через научное обоснование, т.е методологию.
Методология - научное (теоретическое или практическое) исследование системы положений и методов изучения какого-либо явления или вида человеческой деятельности.
Она определяет целый ряд методов комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности.
К основным характеристикам комплексного анализа относятся: полнота, всесторонность, системность, согласованность, наличие единой цели, одновременность.
Каждому виду анализа соответствует своя методика.
Методика - совокупность аналитических способов и правил исследования экономики п/п, подчиненных достижению цели анализа.
Различают
. общую методику, которая изучает различные объекты экономического анализа в различных отраслях национальной экономики
. частную методику, применяемую к определенным отраслям, типу производства или объекту исследования
Любая методика анализа представляет собой наказ или методологические советы по исполнению аналитического исследования.
Методика содержит следующие моменты:
· задача и формулировки целей анализа
· объекты анализа
· система показателей, с помощью которых исследуется объект
· советы по последовательности и периодичности проведения исследования
· описание способов исследования изучаемых объектов
· источники данных, на основании которых проводится анализ
Другие статьи
Управление конкурентоспособностью продукции и услуг организации
Цель дипломного проекта: совершенствование конкурентоспособности
гостиничных услуг «Атриум Палас Отеля»
Основные задачи:
- провести теоретический обзор путей повышения конкурентоспособности
предприятия;
дать общую характеристику объекта исследования, провести анали ...