Классификация АХД
В специальной экономической литературе АХД классифицируется по различным признакам:
. по отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда и делится на отраслевой и межотраслевой;
. по признаку времени
· предварительный (перспективный) - проводится до осуществления хозяйственной деятельности для обоснования управленческих решений, плановых заданий, прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана и предупреждения нежелательных результатов
· ретроспективный (исторический) - проводится после осуществления хозяйственных актов и используется для контроля за выполнением планов, выявления неиспользованных ресурсов, объективной оценки результатов деятельности предприятия
оперативный (ситуационный) - проводится за короткий отрезок времени (смену, сутки, декаду)
итоговый (результативный) - проводится за отчетный период (месяц, квартал, год)
. по пространственному признаку: внутрихозяйственный, межхозяйственный
. по объектам управления
· технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы. Его содержанием является изучение взаимодействия экономических и технических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности п/п
· финансово-экономический анализ, которым занимаются финансовые службы п/п, финансово-кредитные органы. Основное внимание уделяется финансовым результатам деятельности, а именно выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявления ресурсов и резервов прибыли, росту рентабельности, улучшению финансового состояния и платежеспособности п/п
· аудиторский (бухгалтерский) анализ. Экспертная диагностика «здоровья» п/п проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансовой устойчивости субъекта
· социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы). Изучается возможность социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты деятельности
· маркетинговый анализ (службы маркетинга на п/п). применяется ддля изучения внешней среды функционирования п/п, рынков сырья, сбыта, конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности
. по методике изучения объекта АХД
· сравнительный, где анализируются отчетные данные с показателями прошлых лет, данными передовых п/п и статистическими данными
· факторный анализ направлен на выявление влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей
· диагностический анализ - установление характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных для данного нарушения. Знание этих признаков позволяет быстро и точно установить характер нарушений без дополнительного времени и средств
· маржинальный анализ - метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основании причинно-следственных возможностей увеличения объема продаж, с/с, прибыли, а также деление затрат на постоянные и переменные
· экономико-математический анализ - выбирает наиболее оптимальный вариант решения экономических задач, выявляет резервы повышения эффективности производства за счет полного использования ресурсов
· стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный) - используется при изучении статистической зависимости между явлениями и процессами хозяйственной деятельности
· функционально-стоимостной анализ - представляет собой метод выявления резервов и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла продукции (научно-исследовательские работы, конструирование, проектирование, производство, эксплуатация, утилизация)
. по субъектам (пользователям) анализа
· внутренний анализ, проводимый непосредственно на п/п для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производством
· внешний анализ, проводимый банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами
. по охвату изучаемых объектов: сплошной и выболрочный
. по содержанию программы анализа: комплексный (всесторонний) и тематический
АХД имеет важное значение среди экономических наук. Анализ тесно связан с планированием, учетом, разработкой и внедрением управленческих решений и статистикой.
Таким образом, АХД - это функция управления, которая обеспечивает научность принимаемых решений.
АХД является элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов и управленческих решений.
Другие статьи
Совокупный спрос и совокупное предложение. Проблемы равновесия
Степень активности национальной экономики постоянно варьируется. Объёмы
производства товаров и услуг возрастают вследствие роста производительности
труда, увеличения основного капитала, а также новых технологических достижений.
Однако периодически возникают ситуации, когда фирмы ока ...