Государственная служба занятости и ее функции
Постоянное поддерживание определенного уровня занятости населения - сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Регулирование рынка труда в стране осуществляет служба занятости (СЗ), призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным.
Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.
Перед службой занятости поставлены следующие задачи:
· учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
· информирование о возможностях трудоустройств;
· содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;
· сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;
· организация общественных работ;
· организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;
· оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
· регистрация безработных;
· выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;
· мероприятия по социальной защите различных групп населения.
Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:
I уровень - федеральная служба занятости;
II уровень - региональные организации службы занятости;
III уровень - местные организации служб занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т.д.
Для решения перечисленных задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции.
Общими функциями служб занятости всех уровней являются:
· анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;
· оказание помощи в выборе работы;
· организация подготовки и переподготовки кадров.
Для федеральной службы частными являются функции:
· разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;
· поиск и разработка механизма финансирования этих программ;
· определение основных направлений профессионального обучения;
· создание правовой и нормативной базы функционирования;
· координация работы региональных и местных служб занятости.
Для местных организаций служб занятости частными являются функции, связанные непосредственно с гражданами:
· регистрация безработных;
· поиск свободных мест;
· трудоустройство;
· выявление актуальных профессий;
· переобучение и выбор курсов, а также учебных программ.
Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействие в развитии малого бизнеса, трудоустройство подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, участие в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, и др.
Основным источником финансирования служб занятости являются обязательные отчисления работодателей и средства обязательного страхования. В 1991 году в России сформировалась государственная служба занятости [1.Ст.6]. Она организуют обучение и переобучение безработных на базе своих учебных центров, которые бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Источниками финансирования учебных центров являются средства, привлекаемые из региональных и местных бюджетов, а также из государственного фонда занятости. Деятельность учебных центров служб занятости строится на основе таких принципов как: опережающее обучение, содействие самозанятости населения; формирование социального заказа на обучение; предоставление преимуществ для граждан, нуждающихся в социальной защите. Центры оказывают как платные, так и бесплатные услуги, такие как: методическая помощь в организации профессионального обучения; организация обучения и переобучения рабочих и специалистов на предприятиях в районе; подготовка граждан для предпринимательской деятельности; стимулирование деловой активности населения; консультирование и предоставление информационных услуг, в том числе работодателям и гражданам.
Другие статьи
Развитие предпринимательства и промышленности Костанайской области на 2010-2014 годы
Миссия
и видение
Миссия
- формирование
индустриального комплекса области, конкурентоспособного на внутреннем и внешнем
рынках и способного максимально удовлетворить потребности населения области.
Способствовать и стимулировать развитие обрабатывающей промышленности,
предпринима ...