Спрос и предложение - элементы рыночного механизма. факторы, влияющие на спрос и предложение
Допустим и другой случай, фермерские хозяйства получили субсидии, что увеличило предложение зерна на рынке согласно данным таблицы 9.
Таблица 9. Повышенный спрос на зерно.
Цена за бушель (в дол.) |
Величина предложения в неделю. 1 производитель |
Число продавцов на рынке |
Совокупная величина предложения в неделю. |
5 |
65 |
200 |
13000 |
4 |
55 |
200 |
11000 |
3 |
40 |
200 |
8000 |
2 |
25 |
200 |
5000 |
1 |
7 |
200 |
1400 |
Построим кривые этих трех предложений (рисунок 6).
Рисунок 6 Изменение предложения вследствие влияния факторов.
На графике видно, что увеличение предложения ведет к смещению кривой влево (от S1 r S3), а его уменьшение наоборот - к смещению вправо ( от S1 к S2).
Теперь можно свести вместе понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как их взаимодействие влияет на рынок.
Основной функцией взаимодействия спроса и предложения является ценообразование на рынке, через равновесие цен и объемов производства, то есть образование равновесной цены.
Возьмем, например, фермеров из предыдущих примеров. Чтобы определить для них равновесную цену, построим кривые спроса и предложения, согласно данным таблиц 3 и 7(рисунок 7). На графике видно, что кривые спроса и предложения пересекаются в точке А, координаты которой и будут равновесной ценой и равновесным количеством продукта.
Можно определить равновесную цену и равновесное количество продукции и с помощью анализа данных, то есть без построения кривых спроса и предложения. Например, анализируя данные таблиц 3 и 7, можно сделать вывод, что равновесной ценой будет 3 доллара за бушель, а равновесным количеством продукции - 7000 бушелей.
С понятием рыночного равновесия связаны ещё два понятия: дефицит и избыток.
Дефицит (нехватка), или избыточный спрос, возникает тогда, когда у потребителей появляется стремление купить больше продукции, чем её предлагается на рынке.
Избыток (излишек), или избыточное предложение, возникает тогда, когда производители желают продать больше продукции при неизменном стремлении потребителей покупать прежнее количество продукции.
То есть, дефицит находится ниже точки рыночного равновесия, а избыток - над ней (рисунок 7).
Рисунок 7. Равновесная цена и количество продукта.
Другие статьи
Оценка эффективности и рисков инвестиционного проекта строительства дачного участка
Инвестиционная деятельность представляет собой один из
наиболее важных аспектов функционирования любой динамично развивающейся
компании. Причинами, обусловливающими необходимость осуществления инвестиций,
могут быть: освоение новых видов деятельности, наращивание объемов продаж,
обно ...