Спрос и предложение - элементы рыночного механизма. факторы, влияющие на спрос и предложение
Как и на спрос, на предложение оказывают влияние ряд факторов. К ним относятся:
. Цены на ресурсы. Чем выше цены на ресурсы, тем выше производственные издержки, что заставляет производителей и продавцов повышать цену конечного продукта. Если же оставить цену на прежнем уровне, то продавцы будут терпеть убытки, что будут сужать стимулы к производству и продаже данного продукта. Повышение же цен обеспечивает продавцам прибыль.
Таким образом, снижение цен на ресурсы, увеличивает предложение и смещает кривую предложения вправо. Повышение, наоборот, уменьшает предложение и смещает кривую предложения влево.
2. Технология. Совершенствование технологий позволяет производить продукцию с меньшими затратами дорогих ресурсов и соответственно увеличить прибыль. Снижение издержек и увеличение прибыли ведет к увеличению предложения. Пример: достижения в области авиадвигателей позволило авиакомпаниям снизить затраты на оказание услуг в области пассажирских перевозок. Таким образом, авиалинии смогли предоставлять большее количество услуг при неизменных ценах, то есть увеличилось предложение.
3. Налоги и субсидии. С точки зрения предпринимателя, налоги - издержки производства. Поэтому увеличение налога воспринимается ими как увеличение издержек, что сокращает предложение. Субсидии рассматриваются как прибыль, поэтому они увеличивают предложение.
. Цены на другие товары. В настоящее время фирмы помимо своей основной продукции выпускаю еще и альтернативные продукты, к примеру, если цены на эту альтернативную продукцию повысятся, то фирма для увеличения прибыли переключит производство на неё, что снизит предложение её основной продукции.
. Ожидания. Ожидания изменения цен продукта может не однозначно сказаться на предложении. Например: если фермеры, ожидая цен на зерно, задержат его поставку, то это снизит предложение зерна на рынке. В то время как фирмы, занятые в отраслях обрабатывающей промышленности, в ожидании повышения цен на свою продукцию могут увеличить количество рабочих смен, расширить производственные мощности, тем самым, увеличив предложение товара на рынке.
. Число продавцов. При прочих равных условиях, чем больше число продавцов на рынке, тем больше предложение. По мере вхождения на рынок новых фирм, кривая предложения смещается вправо. И напротив, чем меньше в отрасли фирм, тем меньше предложение.
Как и спрос, предложение может быть индивидуальным и рыночным. Чтобы наглядно продемонстрировать рыночное предложение, предположим, что на рынке присутствует 200 фермеров, продающих зерно по одной той же цене. Составим шкалу этого предложения ( таблица 6).
Таблица 7. Рыночное предложение зерна ( в бушелях), 200 производителей
Цена за бушель (в дол.) |
Величина предложения в неделю. 1 производитель |
Число продавцов на рынке |
Совокупная величина предложения в неделю. |
5 |
60 |
200 |
12000 |
4 |
50 |
200 |
10000 |
3 |
35 |
200 |
7000 |
2 |
20 |
200 |
4000 |
1 |
5 |
200 |
1000 |
.
На основании данных таблицы 7 построим кривую данного предложения (рисунок5).
Рисунок 5. кривая рыночного предложения.
Продемонстрируем графически изменение предложения вследствие влияния факторов. Возьмем в качестве примера группу фермеров из таблицы 7. Допустим, вследствие увеличения налога на землю предложение уменьшилось согласно данным таблицы 8.
Таблица 8. Пониженное предложение зерно.
Цена за бушель (в дол.) |
Величина предложения в неделю. 1 производитель |
Число продавцов на рынке |
Совокупная величина предложения в неделю. |
5 |
50 |
200 |
11000 |
4 |
45 |
200 |
9000 |
3 |
30 |
200 |
6000 |
2 |
15 |
200 |
3000 |
1 |
3 |
200 |
600 |
Другие статьи
План создания фирмы ООО ОКОнце
Сфера услуг является весьма нужной отраслью народного хозяйства. Она выполняет
важные экономические (оказывает платные услуги населению, получает прибыль,
платит налоги государству) и социальные (способствует увеличению свободного
времени трудящихся) функции. В настоящее время приходи ...