Спрос и предложение - элементы рыночного механизма. факторы, влияющие на спрос и предложение
1. Вкусы, или предпочтения, потребителей. Благоприятные для данного блага изменения потребительских предпочтений означает, что спрос возрастет при каждой цене и кривая спроса сместится вправо. Напротив, при неблагоприятных потребительских предпочтениях спрос уменьшится при каждой цене и кривая спроса сместится влево. На вкусы покупателей могут повлиять различные факторы, например, технологические изменения: появление компакт дисков снизило спрос на аудиокассеты.
2. Число потребителей на рынке. Легко заметить, что увеличение числа покупателей ведет к повышению спроса, а их уменьшение к его уменьшению. К примеру после второй мировой войны увеличилась рождаемость, что привело к повышению спроса на пеленки.
. Денежные доходы потребителей. Сложнее влияет на спрос изменение доходов потребителей. Применительно к большинству товаров увеличение дохода потребителей ведет к повышению спроса и наоборот, такие товары называются нормальными. Однако существует ряд товаров, которые являются исключением из этого правила. Например, при увеличении доходов может упасть спрос на хлеб, капусту, сало, так как потребители смогут купить продукты с более высоким содержанием протеина: молочные продукты, мясо. Увеличение дохода может привести к снижению спроса на подержанную одежду и автомобили.
. Цены на сопряженные товары. Изменение цены на сопряженные товары могут оказать воздействие на спрос в зависимости от того, являются они взаимодополняющими или взаимозаменяемыми.
Взаимозаменяемые товары. Примером такого типа товаров могут служить говядина и цыплята. Когда растёт цена на говядину, то покупатели покупают цыплят. Соответственно спрос на говядину падает, а на цыплят растёт.
Взаимодополняющие товары. Здесь в качестве примера можно привести бензин и моторное масло. Когда бензин дешевеет, вы больше ездите, следовательно, вам необходимо большее количество масла. Таким образом помимо повышения спроса на бензин происходит повышение спроса на моторное масло. Поэтому можно выделить следующую обратную зависимость между взаимодополняющими товарами: при изменении цены на один из сопряженных взаимозаменяемых товаров, спрос на другой движется в обратном направлении.
Однако многие товары не связаны между собой. Это независимые, самостоятельные товары. Для них изменение цены на один никак не влияет на спрос другого.
5. Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов. Потребительские ожидания относительно повышения цен могут побудить их покупать сейчас же, или же при ожидании повышения доходов потребители будут меньше ограничивать себя в покупках. И, наоборот, при ожидании снижения цен или уменьшения доходов, потребительский спрос снизится. Примером может послужить гибель урожая из-за холодов. Покупатели стремятся запастись гибнущей продукцией, так как ожидают её подорожания.
Для наглядности действия этих факторов на спрос можно построить графики изменившегося спроса (Рисунок 3). Но необходимо разобрать ещё один вопрос.
Таблица 2 Рыночный спрос на зерно. 3 покупателя (в бушелях)
Цена за бушель (в дол.) |
Величина спроса |
Общая величина спроса за неделю | ||
1-й покупатель |
2-й покупатель |
3-й покупатель | ||
5 |
10 |
12 |
8 |
30 |
4 |
20 |
23 |
17 |
60 |
3 |
35 |
39 |
26 |
100 |
2 |
55 |
60 |
39 |
154 |
1 |
80 |
87 |
54 |
221 |
Другие статьи
Формирование себестоимости продукции или услуги в рыночных условиях
Актуальность темы. В условиях современной рыночной экономики
стоимость производства товаров, выполнения работ и оказания услуг является
фактором, определяющим само существование предприятия в условиях жесткой
рыночной конкуренции, и возможность его дальнейшего развития.
Деятельност ...